Первая тетрадь
политика образования
|
Алексей ОЛЕЙНИКОВ,
Сергей ЛЕБЕДЕВ
Что выведет ПТУ из кризиса: рост
производства или… рост рождаемости?
Пока региональные власти ждут в первую
очередь изменения демографической ситуации
Начальное профессиональное
образование напрямую связано с производством.
Казалось бы, это аксиома. Там, где промышленность
на подъеме, требуются рабочие, а значит, нужны
ПТУ. Там, где заводы стоят, спрос на услуги ПТУ
уменьшается…
Мы сравнили положение системы НПО в регионах, где
инвестиции в промышленность растут или,
наоборот, уменьшаются. И выяснили, что положение
везде примерно одинаковое. Логика
реформирования начального профессионального
образования диктуется скорее демографической
ситуацией и соображениями экономии, чем курсом
на сближение ПТУ и производства.
Уже год 3500 из 4200 ПТУ и ссузов живут за
счет бюджетов краев, республик и областей России.
Где-то местные власти запросили денег у
правительства, где-то сразу стали сливать и
реорганизовывать, где-то медлят и ни одно ПТУ
пока не закрыто. Но так или иначе, каждый регион
лицом к лицу столкнулся с проблемой: система НПО
в кризисе. И с этим что-то надо делать. Своими
силами.
За год даже власти дотационных регионов
практически перестали просить центр о
финансовой поддержке НПО. В некоторых субъектах
РФ приняли отдельные законы о начальном
профессиональном образовании, где прописали
меры его поддержки. И наконец, в местных бюджетах
на 2006 год заложены средства на содержание училищ.
Напомним, что годом ранее власти отговаривались:
бюджеты регионов мы приняли до 31 декабря, а ПТУ к
нам перешли с 1 января… Вот поэтому денег для них
в бюджетах и нет! Поэтому и просим у Москвы!
В 2006 году ПТУ деньги получат. Но, как говорят
директора, меньше, чем при федеральном
финансировании. Продолжится и «оптимизация»,
читай – сокращение, сети. Правда, по другим
принципам, нежели в 2005 году. Все, кто хотел
закрыть учебные заведения НПО ради чистой
экономии, уже давно это сделали. Тех, кто будет
закрывать ПТУ в 2006 году, вынуждает
демографическая ситуация.
Но в России есть регионы, где увеличиваются
инвестиции в промышленность. А конкретно – в
основной капитал: в оборудование, в здания.
Значит, скоро здесь потребуются рабочие. Как на
это реагирует система НПО?
В Рязанской области вложения в основной капитал
по сравнению с 2004 годом выросли в 1,5 раза – один
из лучших показателей по России. Здесь не закрыли
ни одно ПТУ, стабильно платят преподавателям,
однако расходы на учебники и учебное
оборудование серьезно снизили. А местная Дума
советует органам управления образованием
разрабатывать такие учебные программы для НПО,
чтобы они подпадали под федеральное
финансирование.
В Белгородской области рост инвестиций – 145%.
Здесь принят закон о НПО: область обязалась
тратить на ПТУ не меньше, чем это делал
федеральный бюджет. В области сохранили
25-процентную надбавку к зарплате педагогам
училищ, которую другие регионы сняли. Однако в
вопросе реорганизации ПТУ местные органы власти
намерены в первую очередь ориентироваться на
демографическую ситуацию.
А вот, например, Владимирская область, где
инвестиции в основной капитал снизились по
сравнению с прошлым годом на 22%. Ни одно ПТУ здесь
не закрыто, расходы на их содержание даже
увеличились – 334 миллиона в 2005 году против 300 в
2004-м. Реорганизацию сети здесь пока лишь
планируют. И так же, как и в Белгородской области,
учитывая в первую очередь демографические
показатели.
В Псковской области потери вложений в
производство еще больше – 25%. Но псковичи также
сумели сохранить сеть НПО. Местная Дума приняла
закон о стипендиях для учащихся ПТУ, закон об
обеспечении их дотациями на питание – вдвое
большими, чем давал федеральный центр. Сливать и
сокращать ПТУ местные органы управления
образованием планируют. Но тоже ссылаются на
рождаемость – к 2010 году девятиклассников в
псковских школах станет на треть меньше…
В итоге выходит, что начальное профессиональное
образование живет своей жизнью, а промышленность
– своей. Стремление властей на местах осторожно
подходить к реформе НПО понятно и похвально. По
данным масштабного исследования Академии
профессионального образования, для многих ребят
ПТУ – единственный шанс получить специальность.
Правда, вопрос, востребована ли эта
специальность на рынке труда, пока остается
открытым.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|