Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

РАЗВИВАЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
РЕПОРТАЖ 

Наталья КЛЮЧАРЕВА

Принцип Сумина: “Я никогда не прошу: дайте мне.
Я прихожу и предлагаю – давайте вместе сделаем”

Владимир СуминПОРТРЕТ

Владимир Сумин родился в 1959 году. Потомственный педагог. В школе начал работать с семнадцати лет: мать ушла на пенсию, а он пришел на ее место воспитателем группы продленного дня. Параллельно учился на заочном отделении педвуза, на историческом факультете. Стал учителем. Потом дорос до директора школы. А в 1998 году стал директором ПТУ № 46 города Родники. Преподает в училище историю, получает второе высшее образование – экономическое.

Год назад три четверти ПТУ России были переданы в ведение регионов. При этом новые поправки в законодательство лишили регионы существенной части доходов. Теперь эти деньги идут в федеральный бюджет. Власти на местах при всем желании не могут серьезно помочь системе начального профессионального образования: ПТУ сливаются с другими или закрываются… либо создают собственную стратегию развития, не рассчитывая на поддержку государства.
Скажете, невозможно? Как посмотреть!
В рейтинге субъектов РФ по уровню жизни Ивановская область занимает третье место. С конца. Еще недавно ивановцы торговали в поездах постельным бельем – им в текстильном крае выдавали зарплату. Потом промышленность остановилась, люди подались на заработки в соседние области.
Можно ли в таких условиях создать эффективно действующее ПТУ, окончив которое, выпускники не ищут работу, а выбирают из числа предложенных предприятиями вакансий?
– Можно! – говорит директор ПТУ №46 города Родники Владимир СУМИН.

Разбитый “пазик” тормозит на трассе у покосившейся колонны с надписью “Родники”. В город водитель заезжать не хочет – экономит бензин. Слева – пустое поле, справа – одноэтажные дома.
После блужданий между этими домами здание училища кажется настоящим дворцом. Четыре этажа, высокие потолки, длинные светлые коридоры, широкие лестницы…
– Здание-то огромное, а помещается всего семь учебных кабинетов, – с сожалением говорит директор ПТУ № 46 города Родники Владимир Сумин. – Остальное – нефункциональные площади.
Из-за непрактичного строительства 660 ученикам ПТУ приходится заниматься в четырех разных корпусах. Расписание составляют так, чтобы ребята весь день учились в одном здании. А преподавателям приходится ездить между корпусами. На велосипедах.
В директорском кабинете на длинном столе, сделанном учениками, нас ждет горячий чай. Владимир Сумин начинает рассказ с самого тяжелого периода в истории училища, отметившего недавно восьмидесятилетний юбилей.
ПТУ № 46 создавалось, чтобы готовить рабочих для градообразующего предприятия “Родники-текстиль”. В конце девяностых оно встало.
– Учить ребят профессии, с которой они не найдут работы, мы не могли, – говорит Сумин. – Пришлось перестраиваться. Выживали сами. Денег, кроме мизерных зарплат и стипендий, не было. Плюс продукция, которую делали ребята, – ее удавалось на что-то выменивать.
Потом на “Родники-текстиль” пришел новый директор. В тот момент Евгению Нестерову было двадцать девять лет. Первое, с чем он столкнулся: старые рабочие уволились, а новых взять негде.
– И он обратился ко мне, – вспоминает Владимир Сумин. – А куда ему было еще идти!
Училище заключило с предприятием договор социального партнерства: “Родники-текстиль” получили право оказывать ПТУ № 46 финансовую и другую помощь.
– Это не благотворительность! – объясняет Владимир Сумин. – У предприятия есть долгосрочная выгода: оно платит ребятам стипендию, а они обязаны три года отработать на производстве. Если же не хотят – должны возместить вложенные в их образование деньги. Есть другая выгода, так сказать, текущая. Например, надо разобрать старые станки. Это работа для моих пацанов. Они и помощь предприятию оказывают, и сами практикуются. Стоимость разборки станка – 300 рублей. Вчера десять моих ребят за шесть часов положенного им по расписанию производственного обучения разобрали десять станков. Каждый получил месячную стипендию за один день. А на четвертом курсе парни, выходя на производственную практику, получают зарплату до шести тысяч. Это в 17 лет!
Начиная совместное возрождение училища и предприятия, Владимир Сумин и Евгений Нестеров столкнулись еще с одной проблемой – уже не экономической, а психологической.
– В школе тех, кто плохо учится или хулиганит, всегда пугают: погоди, доиграешься, в ПТУ попадешь, – говорит Сумин, когда мы выходим из его кабинета и отправляемся на экскурсию по училищу. – А в одной газете ПТУ вообще называли социальным отстойником. Меня это очень задело. И я понял: необходимо сделать так, чтобы способные ребята не боялись к нам идти.
Несколько лет назад Сумин договорился с Ивановской текстильной академией (ИТА) и открыл на базе ПТУ № 46 филиал вуза.

Директор представительства ИТА Евгений Сурков показывает мне фотографии с первой защиты дипломов весной 2005 года.
– Защитились все! – с гордостью говорит он. – И гораздо лучше, чем в самой академии, всего две четверки! Ничего удивительного: наши ребята уже знакомы с производством, а туда приходят школьники, которые станка в жизни не видели!
– Мы своей цели добились, – говорит Сумин. – К нам теперь даже медалисты охотно идут. У нас работают бесплатные подготовительные курсы для тех, кто хочет поступить в академию. Каждый год нам оставляют определенное количество бюджетных мест на очном отделении. Ребята едут учиться в Иваново. Но мы не нацелены на высшее образование. Наша цель – это именно рабочие кадры.

Мы бегло осматриваем швейную мастерскую, оснащенную специальными компьютерами для раскроя ткани, заглядываем в библиотеку. Владимир Сумин рассказывает о нынешней жизни училища.
– У меня теперь телефон разрывается. Звонят даже из Ярославля, из Серпухова. Хотят наших выпускников к себе переманить. Чего только не предлагают!
Конечно, это объяснимо: кому не нужны рабочие руки? Но неужели они в таком дефиците?
– Тесное сотрудничество предприятия с ПТУ редко встречается. И у нас в области, и по России, – говорит Сумин. – Я часто бываю на “круглых столах” в Москве, слушаю, что люди рассказывают. Вот недавно выступал на встрече человек из Коврова. Мы, говорит, такие замечательные социальные партнеры: подарили училищу списанный станок! Что это такое? Вот у нас реально действующие партнерские отношения. Я никогда не прошу у руководителя предприятия: дайте мне. Я прихожу и говорю: давайте вместе сделаем.
Тем временем мы приезжаем во второй учебный корпус. На первом этаже мальчишки в синих халатах пилят длинные доски, на втором – в адском грохоте станков – вытачивают детали.
– Вот чему мы должны учить! Работать своими руками! – кричит мне в ухо Сумин. – Ребята жалуются: они в школе ничего не понимали, сюда пришли, чтобы научиться работать, а им ту же математику, ту же физику! По стандарту практические занятия раз в неделю, а остальное – общеобразовательные дисциплины. А ведь если они плохо усваивают эту математику, я не имею права им стипендию платить. Ну не будет он математиком! Не дано ему! А прекрасного столяра или ткачиху мы наказываем при этом!
Но мы стараемся эту проблему решать, – уже спокойно продолжает Сумин. – Будущему столяру-плотнику преподаем одну физику, автомеханику – другую. То, что может им реально пригодиться в работе, а не общие основы. Если бы не эти стандарты, мы бы выпускали специалистов пятого-шестого разряда, какие и требуются на заводе. А мы их выпускаем с третьим! Потому что времени на подготовку не хватает, все съедают всякие физики и физкультуры!
Последний пункт и кульминация нашей экскурсии – сам комбинат “Родники-текстиль”. Между красными заводскими корпусами на высоком постаменте стоит покрашенный белой краской Ленин. Спешат куда-то целеустремленные рабочие. На агитационных стендах красуются фотографии ударников.
А между ревущими и грохочущими цехами – застекленный оазис тишины и кислорода: зимний сад, в котором растут апельсиновые деревья, пальмы и прочие тропические диковины. Есть даже куст родом из Китая, который раньше сажали только в императорских садах.
– Ничего особенного, – скромно говорит заводской садовник. – Просто один мастер увлекался, собирал растения, руководство к нему отнеслось с пониманием, поддержало. Теперь вот сад у нас.
Сюда же, в заводские тропики, приходит пообщаться с нами начальник ткацкого цеха Андрей Мальгин. Он рассказывает про современную молодежь, работающую под его началом.
– По сравнению с тем, какими мы были в их возрасте, дети сильно изменились, – говорит Мальгин. – На производство они смотрят как на печальную неизбежность. Прямо заявляют: мы хотим в коммерцию, там ничего не делаешь, а деньги идут. Об уважении к труду говорить бессмысленно. Засмеют.
– Ничего, – оптимистично прерывает Владимир Сумин. – Если уважают деньги, значит, надо привлекать деньгами! Вот сейчас комбинат закупает новое оборудование в Бельгии. Когда его установят, зарплаты здесь вырастут до тридцати тысяч! Глядишь, и в коммерцию расхочется!

– Иногда мне кажется: все, что мы делаем сами, своими силами и своим умом, – это одна реальность, – говорит Владимир Сумин, провожая меня на автобус в Иваново. – А реформы, которые сваливаются на нас сверху, – совершенно другая. Например, после передачи ПТУ на региональное финансирование я, директор, получаю меньше, чем мои воспитанники. С января прошлого года мы от области ни копейки не получили. Но мы не жалуемся. Работаем и будем работать. В любых условиях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru