Первая тетрадь
политика образования
|
РАЗВИВАЮЩЕЕ
УПРАВЛЕНИЕ
РЕПОРТАЖ
Принцип Сумина: “Я никогда не прошу: дайте
мне.
Я прихожу и предлагаю – давайте вместе сделаем”
ПОРТРЕТ
Владимир Сумин родился в 1959 году.
Потомственный педагог. В школе начал работать с
семнадцати лет: мать ушла на пенсию, а он пришел
на ее место воспитателем группы продленного дня.
Параллельно учился на заочном отделении педвуза,
на историческом факультете. Стал учителем. Потом
дорос до директора школы. А в 1998 году стал
директором ПТУ № 46 города Родники. Преподает в
училище историю, получает второе высшее
образование – экономическое.
|
Год назад три четверти ПТУ России были
переданы в ведение регионов. При этом новые
поправки в законодательство лишили регионы
существенной части доходов. Теперь эти деньги
идут в федеральный бюджет. Власти на местах при
всем желании не могут серьезно помочь системе
начального профессионального образования: ПТУ
сливаются с другими или закрываются… либо
создают собственную стратегию развития, не
рассчитывая на поддержку государства.
Скажете, невозможно? Как посмотреть!
В рейтинге субъектов РФ по уровню жизни
Ивановская область занимает третье место. С
конца. Еще недавно ивановцы торговали в поездах
постельным бельем – им в текстильном крае
выдавали зарплату. Потом промышленность
остановилась, люди подались на заработки в
соседние области.
Можно ли в таких условиях создать эффективно
действующее ПТУ, окончив которое, выпускники не
ищут работу, а выбирают из числа предложенных
предприятиями вакансий?
– Можно! – говорит директор ПТУ №46 города
Родники Владимир СУМИН.
Разбитый “пазик” тормозит на трассе у
покосившейся колонны с надписью “Родники”. В
город водитель заезжать не хочет – экономит
бензин. Слева – пустое поле, справа –
одноэтажные дома.
После блужданий между этими домами здание
училища кажется настоящим дворцом. Четыре этажа,
высокие потолки, длинные светлые коридоры,
широкие лестницы…
– Здание-то огромное, а помещается всего семь
учебных кабинетов, – с сожалением говорит
директор ПТУ № 46 города Родники Владимир Сумин.
– Остальное – нефункциональные площади.
Из-за непрактичного строительства 660 ученикам
ПТУ приходится заниматься в четырех разных
корпусах. Расписание составляют так, чтобы
ребята весь день учились в одном здании. А
преподавателям приходится ездить между
корпусами. На велосипедах.
В директорском кабинете на длинном столе,
сделанном учениками, нас ждет горячий чай.
Владимир Сумин начинает рассказ с самого
тяжелого периода в истории училища, отметившего
недавно восьмидесятилетний юбилей.
ПТУ № 46 создавалось, чтобы готовить рабочих для
градообразующего предприятия
“Родники-текстиль”. В конце девяностых оно
встало.
– Учить ребят профессии, с которой они не найдут
работы, мы не могли, – говорит Сумин. – Пришлось
перестраиваться. Выживали сами. Денег, кроме
мизерных зарплат и стипендий, не было. Плюс
продукция, которую делали ребята, – ее удавалось
на что-то выменивать.
Потом на “Родники-текстиль” пришел новый
директор. В тот момент Евгению Нестерову было
двадцать девять лет. Первое, с чем он столкнулся:
старые рабочие уволились, а новых взять негде.
– И он обратился ко мне, – вспоминает Владимир
Сумин. – А куда ему было еще идти!
Училище заключило с предприятием договор
социального партнерства: “Родники-текстиль”
получили право оказывать ПТУ № 46 финансовую и
другую помощь.
– Это не благотворительность! – объясняет
Владимир Сумин. – У предприятия есть
долгосрочная выгода: оно платит ребятам
стипендию, а они обязаны три года отработать на
производстве. Если же не хотят – должны
возместить вложенные в их образование деньги.
Есть другая выгода, так сказать, текущая.
Например, надо разобрать старые станки. Это
работа для моих пацанов. Они и помощь предприятию
оказывают, и сами практикуются. Стоимость
разборки станка – 300 рублей. Вчера десять моих
ребят за шесть часов положенного им по
расписанию производственного обучения
разобрали десять станков. Каждый получил
месячную стипендию за один день. А на четвертом
курсе парни, выходя на производственную
практику, получают зарплату до шести тысяч. Это в
17 лет!
Начиная совместное возрождение училища и
предприятия, Владимир Сумин и Евгений Нестеров
столкнулись еще с одной проблемой – уже не
экономической, а психологической.
– В школе тех, кто плохо учится или хулиганит,
всегда пугают: погоди, доиграешься, в ПТУ
попадешь, – говорит Сумин, когда мы выходим из
его кабинета и отправляемся на экскурсию по
училищу. – А в одной газете ПТУ вообще называли
социальным отстойником. Меня это очень задело. И
я понял: необходимо сделать так, чтобы способные
ребята не боялись к нам идти.
Несколько лет назад Сумин договорился с
Ивановской текстильной академией (ИТА) и открыл
на базе ПТУ № 46 филиал вуза.
Директор представительства ИТА Евгений
Сурков показывает мне фотографии с первой защиты
дипломов весной 2005 года.
– Защитились все! – с гордостью говорит он. – И
гораздо лучше, чем в самой академии, всего две
четверки! Ничего удивительного: наши ребята уже
знакомы с производством, а туда приходят
школьники, которые станка в жизни не видели!
– Мы своей цели добились, – говорит Сумин. – К
нам теперь даже медалисты охотно идут. У нас
работают бесплатные подготовительные курсы для
тех, кто хочет поступить в академию. Каждый год
нам оставляют определенное количество бюджетных
мест на очном отделении. Ребята едут учиться в
Иваново. Но мы не нацелены на высшее образование.
Наша цель – это именно рабочие кадры.
Мы бегло осматриваем швейную мастерскую,
оснащенную специальными компьютерами для
раскроя ткани, заглядываем в библиотеку.
Владимир Сумин рассказывает о нынешней жизни
училища.
– У меня теперь телефон разрывается. Звонят даже
из Ярославля, из Серпухова. Хотят наших
выпускников к себе переманить. Чего только не
предлагают!
Конечно, это объяснимо: кому не нужны рабочие
руки? Но неужели они в таком дефиците?
– Тесное сотрудничество предприятия с ПТУ редко
встречается. И у нас в области, и по России, –
говорит Сумин. – Я часто бываю на “круглых
столах” в Москве, слушаю, что люди рассказывают.
Вот недавно выступал на встрече человек из
Коврова. Мы, говорит, такие замечательные
социальные партнеры: подарили училищу списанный
станок! Что это такое? Вот у нас реально
действующие партнерские отношения. Я никогда не
прошу у руководителя предприятия: дайте мне. Я
прихожу и говорю: давайте вместе сделаем.
Тем временем мы приезжаем во второй учебный
корпус. На первом этаже мальчишки в синих халатах
пилят длинные доски, на втором – в адском грохоте
станков – вытачивают детали.
– Вот чему мы должны учить! Работать своими
руками! – кричит мне в ухо Сумин. – Ребята
жалуются: они в школе ничего не понимали, сюда
пришли, чтобы научиться работать, а им ту же
математику, ту же физику! По стандарту
практические занятия раз в неделю, а остальное –
общеобразовательные дисциплины. А ведь если они
плохо усваивают эту математику, я не имею права
им стипендию платить. Ну не будет он математиком!
Не дано ему! А прекрасного столяра или ткачиху мы
наказываем при этом!
Но мы стараемся эту проблему решать, – уже
спокойно продолжает Сумин. – Будущему
столяру-плотнику преподаем одну физику,
автомеханику – другую. То, что может им реально
пригодиться в работе, а не общие основы. Если бы
не эти стандарты, мы бы выпускали специалистов
пятого-шестого разряда, какие и требуются на
заводе. А мы их выпускаем с третьим! Потому что
времени на подготовку не хватает, все съедают
всякие физики и физкультуры!
Последний пункт и кульминация нашей экскурсии –
сам комбинат “Родники-текстиль”. Между красными
заводскими корпусами на высоком постаменте
стоит покрашенный белой краской Ленин. Спешат
куда-то целеустремленные рабочие. На
агитационных стендах красуются фотографии
ударников.
А между ревущими и грохочущими цехами –
застекленный оазис тишины и кислорода: зимний
сад, в котором растут апельсиновые деревья,
пальмы и прочие тропические диковины. Есть даже
куст родом из Китая, который раньше сажали только
в императорских садах.
– Ничего особенного, – скромно говорит
заводской садовник. – Просто один мастер
увлекался, собирал растения, руководство к нему
отнеслось с пониманием, поддержало. Теперь вот
сад у нас.
Сюда же, в заводские тропики, приходит пообщаться
с нами начальник ткацкого цеха Андрей Мальгин. Он
рассказывает про современную молодежь,
работающую под его началом.
– По сравнению с тем, какими мы были в их
возрасте, дети сильно изменились, – говорит
Мальгин. – На производство они смотрят как на
печальную неизбежность. Прямо заявляют: мы хотим
в коммерцию, там ничего не делаешь, а деньги идут.
Об уважении к труду говорить бессмысленно.
Засмеют.
– Ничего, – оптимистично прерывает Владимир
Сумин. – Если уважают деньги, значит, надо
привлекать деньгами! Вот сейчас комбинат
закупает новое оборудование в Бельгии. Когда его
установят, зарплаты здесь вырастут до тридцати
тысяч! Глядишь, и в коммерцию расхочется!
– Иногда мне кажется: все, что мы делаем сами,
своими силами и своим умом, – это одна
реальность, – говорит Владимир Сумин, провожая
меня на автобус в Иваново. – А реформы, которые
сваливаются на нас сверху, – совершенно другая.
Например, после передачи ПТУ на региональное
финансирование я, директор, получаю меньше, чем
мои воспитанники. С января прошлого года мы от
области ни копейки не получили. Но мы не жалуемся.
Работаем и будем работать. В любых условиях.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|