Первая тетрадь
политика образования
|
2005/06 под знаком Проектов и Советов
Чего нам ждать в новом политическом году – уже
известно.
А с чем продолжится год учебный – на этот вопрос
нам отвечать только себе самим
Командировка в Костромскую область.
Воскресный вечер, последние выходные перед Новым
годом. На заметенных дорогах безлюдно, лишь
мелькают фигурки на знаках «Переход» и «Дорожные
работы». А навстречу в сторону Костромы один за
другим идут лесовозы, груженные вековыми елями. И
так странно это движение тяжелых машин в
предпраздничной ночи – радужные блики фар в
морозном воздухе, оранжевые сполохи мигалок, –
что в этом чудится что-то нехорошее, воровское.
Возвращались в понедельник днем. Накануне мы
сидели за столом с местным чиновником районного
масштаба, и он рассказывал про повстречавшиеся
нам лесовозы: «Московская фирма, вырубают лес –
он же теперь федеральный. В бюджет наш ни копейки
не идет. Спешат, торопятся».
У дороги, укрывшись за бетонными стенами
остановок, голосовали дети.
– Школьного автобуса ждать до трех, – сказал
мальчик Миша, устраиваясь на заднем сиденье. –
Если не подвезут, так хожу. Мне четыре километра
идти, немного.
На подъездах к Костроме, захрипев, ожил приемник
– аккурат в пятиминутку новостей. Голос диктора
захлебывался в помехах в низинах и прорезался на
взгорках: «национальные проекты»… «миллиард на
программу “Школьный автобус”»…
«компьютеризация»… Рука сама потянулась
переключить на местную музыкальную станцию.
А тридцать первого декабря в далеком Приморье, в
поселке Дунай, была убита директор школы № 253
Татьяна Островская. Информагентства передали
это сообщение с большим опозданием – из-за
праздников. Мы писали про поселок Дунай дважды:
про то, как глава местной администрации решил
слить две школы, про то, как этому воспротивились
директор и учителя предназначенной к закрытию
школы, родители учеников. В обеих школах – много
детей из трудных семей, и педагоги опасались, что
в переполненных классах ребятам будет совсем
сложно учиться. На сторону учителей и родителей
встали санитарные врачи, МЧС и прокуратура,
дважды отменявшая решение властей закрыть одну
из школ. Но власти упорствовали, и понадобились
голодовка педагогов, митинги с требованием к
главе ЗАТО Фокино, куда входит Дунай, уйти в
отставку и угроза перекрыть трассу Находка –
Владивосток, чтобы несправедливое решение было
отменено.
Татьяну Островскую похоронили пятого января; ее
убийца, местный житель, добровольно сдался
раньше. По Дунаю ходят слухи, что случившееся –
«заказ». Ведь именно Островская объединила
учителей и родителей в стремлении отстоять
школу. Теперь ее нет.
А центральные газеты и телевидение, отгуляв
положенное, вышли на информационную вахту. И
рассказывают про президентские премии лучшим
учителям, которые вот-вот начнут давать, про
тысячную надбавку классным руководителям – ее
обещают выплачивать уже с января. И везде особо
подчеркивается: премии и надбавки тем, у кого в
классе – не менее 25 учеников. Но дело тут не в
учительских деньгах. Это знак местным
управленцам: 25 – планка, к которой нужно
стремиться.
И вот уже после каникул в администрации школы
говорят:
– Учтите, классы будут укрупнять, и треть
педагогов придется сокращать.
В школе, про которую идет речь – одной из трех
школ небольшого городка в средней полосе России,
– уже сократили все кружки и секции. И в
учительской только и разговоров – кого будут
увольнять.
– Кто дает плохие показатели успеваемости, –
подводит итог спорам завуч, – кто не заполняет
вовремя журнал, того и уволим.
А директор школы на совещании заявила, что вообще
все учителя работают плохо.
– Среди наших родителей есть пьющие, а классные
руководители не ведут с ними никакой работы. Это
ни в какие ворота не лезет!
И вот уже педагоги отправились в обход по
квартирам. А заодно – чтобы два раза не ходить –
им было велено агитировать родителей приходить
на референдум по объединению города и района в
одну административную единицу.
– Как, и это ваша обязанность? – удивлялись
родители, – рассказывает учительница. – А мы
грустно кивали. Не объяснять же им, что,
оказавшись под угрозой увольнения, люди готовы
на все, чтобы сохранить рабочее место…
Наверное, там, где у школы хороший директор, а во
главе роно стоит нормальный руководитель, все
по-другому. И к сокращению классов там подходят
осторожно, и учителей стараются трудоустроить.
Но, принимая управленческие решения
государственного уровня, нельзя рассчитывать,
что их будут выполнять сплошь хорошие люди. А
если министр и его команда прямо заявляют: норма
25 человек – они не могут не понимать, каковы
будут последствия этого заявления на
нижестоящих уровнях образовательной бюрократии.
…Директор дунайской школы № 253 Татьяна
Островская отстаивала право «трудных» детей
учиться в таких классах, где педагог может
индивидуально работать с каждым ребенком.
Сегодня ее нет. А число 25 – и чтобы не меньше! –
шагает по стране.
Вот такие получаются итоги года. Года,
начавшегося с затишья в образовательной
политике: его начало было отмечено митингами
пострадавших от монетизации льгот. Года,
переломленного надвое президентским заявлением
о национальных проектах. В отсутствие
содержательных политических событий в
социальной сфере вообще и в образовании в
частности они быстро стали темой номер один. По
каким критериям отбирать лучшие школы? А лучших
учителей? И поддались, и «включились в
обсуждение», как говорят чиновники. Не все, но
многие.
Вы замечаете, как год от года крепнет риторика «о
необходимости сохранения единого
образовательного пространства страны»? Нам
рассказывают истории о детях, которые не смогли
учиться в школе соседнего города, потому что там,
оказывается, изучали совсем другую программу. Но
в основе этой риторики лежит естественная
реакция чиновничества: они так далеко оторвались
от реальной школы, от ее жизни и проблем, что сами
инстинктивно почувствовали, как уходит из-под
ног почва. И среагировали так, как может
реагировать госаппарат.
Национальные проекты – из той же серии. Они
обозначают не силу, а слабость власти. Власти,
которая опирается на силу денег и считает, что
достаточно сложить пальцы щепотью –
универсальный «денежный» жест – и сдобрить
страну финансовой приправой, чтобы все были
довольны и счастливы. И заработали механизмы
«повышения качества образования, повышения
эффективности управления»…
О каком качестве и эффективности говорить, если
для распределения денег под национальные
проекты требуется создать фактически
альтернативное правительство – наделенный
весьма обширными полномочиями совет при
президенте, в который входят первые лица страны?
Иначе – этого никто особо не скрывает – деньги
будут потрачены «неэффективно». Что скрывается
за этой обтекаемой чиновничьей фразой, мы все
знаем.
Но президентский совет тут же породил небольшую
административную революцию. Средние и нижние
этажи власти быстро начали обрастать своими
советами: совет при министре, совет при
губернаторе, совет при главе города… Их уже не
менее трех десятков, и они продолжают множиться.
Будто полипы, присосавшиеся на морском дне к
теплой трубе, обнаружили трубу погорячее и
спешно меняют место обитания. Внешнему
наблюдателю эти структуры могут показаться
общественными. Но входящие в их состав
«общественники» так давно и прочно связаны с
властью, что уже стали в большей степени
чиновниками, чем сами чиновники.
Чего же нам ждать от грядущего года – года,
который, очевидно, пройдет под знаком проектов и
советов? Ничего. Каждый из нас ответил для себя на
вопрос, зачем и почему он в школе, с детьми. Каждый
из нас знает, что он на своем месте. Будут горести
и радости, будут взлеты и упадок сил. Но одна вещь
стала совсем очевидной: ждать нечего. А когда
нечего ждать, надо действовать. Там, где мы есть.
Каждый из нас.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|