Первая тетрадь
политика образования
|
РЕВОЛЮЦИЯ
В ОБРАЗОВАНИИ
18 ЛЕТ СПУСТЯ
Потепление придет не со стороны, а изнутри
школы
Когда говоришь о времени, как-то само
собой получается, что раньше было лучше.
Или что все наши неурядицы происходят от
неготовности понимать и принимать новое.
И то и другое, как правило, отражают
существующее положение дел, отражают реальность,
в которой действительно периоды глобального
потепления сменяются ледниковыми периодами и
наоборот.
Подобная периодичность существует и в нашей
жизни. Именно ею во многом определяются наши
представления о мире. Но эта
непоследовательность и субъективность дают нам
шанс увидеть и ту и другую сторону жизни с ее
прошлым и будущим, с ее реалиями и возможностями,
с ее провалами и подъемами – продвинуться в
собственных пониманиях, обозначить свою позицию.
Позицию по отношению к чему?
К знаниям, к школе ближайшего будущего, к такому
управлению школой существующей, чтобы она стала
школой будущего.
Про знания
Глобальные перемены в технологиях
производства, хранения и передачи информации
привели к тому, что знания сегодня стали
доступнее, чем когда-либо. И вопрос, что же
изучать в школе как в особом отведенном для этого
месте, становится, похоже, риторическим. Потому
что само обучение уже не может быть ничем другим,
как выстраиванием собственной траектории в
пространстве знаний. И, может быть, главная
задача школы – пробуждать, растить и развивать в
ребенке его собственный интерес.
А как же профессии?
Профессии в классическом понимании в
современном мире перестают существовать.
Например, владея компьютером, ты можешь быть
профессионалом в различных сферах деятельности,
каждая из которых раньше соответствовала
отдельной специальности. Более того, современные
менеджеры уже не только подбирают человека под
имеющиеся задачи, но и готовы перенастроить
задачу под человека, в котором они видят большой
потенциал. Потому что производительность
определяется именно такими людьми.
Школа же этой реальности не учитывает. Напротив,
именно в обучении детей «под профессию», в
обучении определенному набору знаний она видит
свой путь к совершенствованию. К
совершенствованию, по сути, в тупиковом
направлении.
Школа словно боится потерять основу своего
существования, потому что не умеет быть
незнаниевой. Не умеет быть школой для человека,
свободно са-
моопределяющегося в мире. И поэтому все реформы
содержания образования сводятся к одному: каким
должен быть стандарт?
Про школу будущего
Школа будущего, та, в которой знания не
являются самоцелью, уже есть. Ее детали, элементы
существуют, но пока в целое не объединены. И
объединиться в рамках существующей – знаниевой
– школы не могут. Хотя и взрослые, и дети во
многом уже живут по законам этой другой школы,
только школой ее не называют. И прячут ее за
графами классного журнала, отчетами, оценками на
экзаменах и результатами тестов. А все потому,
что у современной школы есть на сегодняшний день
только один показатель эффективности – степень
обученности ее подопечных.
Школа же будущего определяется не
аттестационными процедурами, а тем полем
возможностей, которые она предоставляет ребенку.
Про управление
Предположение, что с помощью
современных методов управления можно создать
принципиально новую школу, не подтверждается.
Все попытки реформировать школу, не меняя ее
знаниевой природы, не привели ни к какому
результату. Если, конечно, не считать таковым еще
большую централизацию или переход ко всеобщему
тестированию. Хоть у нас, хоть на Западе.
Школа начинает оживать только тогда, когда
отчаявшиеся управленцы – в периоды глобального
потепления – отходят на второй план и оставляют
ее детям и педагогам.
Но особенность нашего времени заключается в том,
что потепление придет не со стороны, а изнутри
школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|