ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N51
СЮЖЕТЫ
Для вдовствующих приживалок
Дом номер 2 по Баррикадной улице (так до
сих пор и не избавившейся от своего явно
советского названия) сегодня обращает на себя
внимание задумчивых ценителей архитектуры. Еще
бы – ведь его строили дважды. Первый раз в 1775 году
по проекту Джованни Батиста Жилярди (прозванного
для удобства Иваном Дементьевичем).
А второй – уже после войны 1812 года. Притом
автором нового проекта был родной сын
архитектора первоначального варианта, а именно
Доменико (по-русски – Дементий Иванович). И в наши
дни дом сохранил свои архитектурные достоинства,
в первую очередь восьмиколонный портик.
Для людей, к архитектуре
равнодушных, этот дом не примечателен ничем.
Однако же так было не всегда – на протяжении
целого девятнадцатого века (и кусочка века
следующего, двадцатого) он почитался одним из
символических домов Москвы и назывался Вдовьим
домом.
Поначалу, в 1805 году, здесь было всего-навсего
открыто новое училище – Московское мещанское. Но
в скором времени дом перепрофилировали
кардинально и открыли тут приют для бедствующих
вдов с детьми. А чтобы вдовы не теряли даром
времени, был учрежден особенным рескриптом
Институт сердобольных вдов. И даже написан
особый учебник “Руководство и Правила, как
ходить за больными, для пользы каждого, сим делом
занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов,
званию сему особенно себя посвятивших”.
“Сердобольные”, как их сокращенно называли в
Москве, не только лишь “ходили” за больными (то
есть исполняли функции сиделок), но могли
поставить, например, пиявки, сделать промывание и
грамотно подать лекарство. То есть они, по сути,
были без пяти минут медсестры. Однако далеко не
все из “призреваемых” годились для таких работ.
И большая часть вдовствующих дам (особенно из
пожилых) здесь проводили время в абсолютной
праздности.
Куприн писал об атмосфере дома: “Неслышным шагом
проходит он сквозь ряды огромных сводчатых
палат, стены которых выкрашены спокойной зеленой
краской, мимо белоснежных постелей со взбитыми
перинами и горами подушек, мимо старушек, которые
с любопытством провожают его взглядом поверх
очков. Знакомые с младенчества запахи – запах
травы, пачули, мятного куренья, воска и мастики от
паркета, и еще какой-то странный, неопределенный,
цвелый запах чистой, опрятной старости, запах
земли – все эти запахи бросаются в голову… и
сжимают… сердце тонкой и острой жалостью”.
Куприн прекрасно понимал, о чем писал: ведь ему в
детстве довелось прожить несколько лет во
Вдовьем доме вместе с матерью (естественно,
вдовой).
А судя по воспоминаниям Ильи Ильича Шнейдера
(культурного деятеля и московского секретаря
Айседоры Дункан), отнюдь не все “пансионерки”
размещались в общих комнатах. Он сообщал о своих
впечатлениях молодости не без так называемых
классовых чувств: “Дряхлые титулованные
дворянские вдовы жили в этом доме на покое, имея
каждая апартаменты в две-три комнаты,
обставленные старинной мебелью красного
дерева”.
Однако любопытно, что при всем при этом домовая
церковь дома вдов была одной из популярных, даже
модных в городе Москве (на праздники, к примеру,
приходилось даже пропускать желающих по
специальным приглашениям-билетам). Лев
Николаевич Толстой, к примеру, так писал о ней
своим родным: “Христос воскресе! Милые бабушки…
Встретил вчера праздник на рауте в церкви
Вдовьего дома. Не только я, но, я уверен, никто в
этом заведении не испытал и искры религиозного
чувства, и вовсе не затем ехал туда; а как на раут,
тоже стеснительно, потому что в середине
приятного разговора вдруг выходит священник и
притворяется, что что-то служит”.
И разумеется, как подобает профессиональному
писателю, он передал эту идею одной из
литературных героинь, Кити Щербацкой. В какой-то
момент ей “открылось то, что, кроме жизни
инстинктивной, которой до сих пор отдавалась
Кити, была жизнь духовная. Жизнь эта открывалась
религией, но религией, не имеющей ничего общего с
тою, которую с детства знала Кити, религией,
выражавшейся в обедне и всенощной во Вдовьем
Доме, где можно было встретить знакомых, и в
изучении с батюшкой наизусть славянских
текстов”.
Впрочем, как бы то ни было, при новой власти
церковь Вдовий дом довольно быстро упразднили,
разместили в нем Институт социальной гигиены, а
уж это учреждение никто бы не осмелился
определить как популярное.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|