ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N51
ПРОГУЛКА
Интеллигентская улица
Большая Никитская улица часто меняла названия.
Была она Сторожевой и Волоцкой, в 1920 году ей
совершенно неожиданно присвоили имя А.Герцена, а
под конец прошлого века она снова сделалась
Большой Никитской. Поглядим, надолго ли.
маршруты:
1 – “От университета до консерватории”, 2 – “От
консерватории до Тимирязева” и 3 – “От
Тимирязева до Вдовьего дома”.
Университет. Новое здание
Памятник Ломоносову
Университетская церковь
Зоологический музей
Электроподстанция
метрополитена
Памятник Чайковскому
|
От университета до
консерватории
Начинается улица с университета. Слева
– так называемое новое здание, а справа – старое.
Эти названия конечно же условны и известны
только краеведам. Для простого современника все
эти здания безумно, безнадежно старые. А новое –
то, что на Воробьевых горах. Однако и оно отнюдь
не первой свежести.
В те же времена, когда на Воробьевых были лишь
деревни и поля, существовали только эти здания.
Поэт Филимонов писал:
Вот он на Моховой, высокий, светлый
дом,
Наш храм науки и искусства,
Достоинств многих колыбель!
Здесь развились в нас ум и чувства,
Здесь мы постигнули духовной жизни цель...
А другой поэт того же времени, Дмитриев,
говаривал:
– Университет – совершенно безжизненное тело: о
движении его и догадываешься, только когда едешь
по Моховой и видишь сквозь окна, как профессора и
жены их переворачивают на солнце большие бутылки
с наливками.
Перед новым зданием – памятник Ломоносову,
третий по счету. Первый, бюст работы скульптора
С.Иванова, установлен был 12 января 1876 года.
Историк С.М.Соловьев (тогда ректор) сказал на
открытии памятника: “Народы живые, сильные
больше всего боятся потерять память о своем
прошлом, то есть о самих себе... Они изучают это
прошлое научным образом, они ставят памятники
великим людям”.
А вот Вадим Петрович Стягин, герой повести
П.Боборыкина “Проездом”, ворчал в адрес
постамента: “Это полуштоф какой-то!.. Что за
пьедестал! Настоящий полуштоф с пробкой... Точно в
память того, что российский гений сильно
выпивал!..”
Михаил Осоргин в повести “Времена” называл
изваяние нелепой куклой Ломоносова.
Словом, досталось ему, и неплохо досталось.
В октябре 1941 года, во время бомбежки, памятник был
опрокинут фугасной бомбой. При этом постамент
разрушился, а бюст остался цел. Его установили на
каменной глыбе. Но уже в 1942 году журналист
Н.Вержбицкий писал в дневнике: “Памятник
Ломоносову на месте, только постамент новый. Не
видно никаких следов от падения тонновой бомбы”.
Но в 1944 году его на всякий случай утащили в
университетский Дом культуры (ныне церковь
Татианы).
Следующий Ломоносов появился здесь, на площади,
лишь в 1954 году (автор – маститый скульптор
С.Меркуров). Впрочем, это изваяние вышло
неудачным, и острослов Юрий Нагибин о нем
написал: “Во дворе стоит бронзовый монумент
великому ученому Михаилу Ломоносову. Он держит в
одной руке свиток, другая протянута к глобусу –
эти наивные символы делают из гениального
самородка учителя географии”. К тому же памятник
был гипсовым, и перед каждым летом приходилось на
нем что-то подправлять.
Неудивительно, что в 1957 году возник нынешний
памятник работы И.Козловского.
А по соседству, во дворе старого здания, высятся
два бетонных деятеля – Герцен и Огарев.
Выполненные скульптором Н.А.Андреевым, они были
поставлены здесь в 1922 году как временные
изваяния. Однако нет ничего постояннее
временного, а бетон – он хотя и не мрамор, но все
же не гипс.
Об истории этого комплекса писал Н.Виноградов,
советский чиновник: “25 августа 1919 года в виду
приближающегося пятидесятилетия со дня смерти
А.И.Герцена было опубликовано постановление об
образовании правительственной юбилейной
комиссии. Проведение юбилейных мероприятий было
поручено Моссовету, который все скульптурные
работы, связанные с этим юбилеем, передал
скульптору Н.А.Андрееву. Он должен был к
юбилейным дням – 19 – 21 января 1920 года – сделать
большой бюст Герцена для торжественного
заседания в Большом театре, а к 20 января 1920 года –
памятник Герцену. Место для памятника было
выбрано перед зданием МГУ на Моховой, для чего
имелось в виду снять решетку перед зданием
университета, только что восстановленную и
реставрированную. Снос решетки вызвал протест со
стороны Наркомпроса. Тогда Н.А.Андреев предложил
поставить два памятника – Герцену и Огареву,
чтобы уйти этим самым от центральной линии
фасада здания, расположив памятники по сторонам
сквера. Для ускорения работы Н.А.Андреев привлек
своего брата В.А.Андреева, но тем не менее
выполнить заказ к сроку не смог. В юбилейные дни
состоялась только закладка памятников. Сами
памятники были поставлены и открыты лишь в 1922
году. Архитектурное оформление памятников
принадлежит архитектору В.Д.Кокорину”.
Кстати, архитектор В.Кокорин был супругом сестры
скульптора Капитолины.
Сразу же за университетом, по правой стороне
улицы Герцена, располагался магазин
книготорговца и издателя Параделова. Он
прославился тем, что хотел выпустить справочник
“Словарь псевдонимов русских писателей”, но
популярный в это время журналист Амфитеатров
(кстати, сказать, псевдоним – Абадонна)
прогневался: “Псевдоним писателя есть не только
его собственность, посягнование на которую
позорно... но и собственность специфическая:
орудие самообороны, едва ли не единственное”.
От затеи пришлось отказаться.
Следом за лавочкой – своеобразная мистификация.
Надпись на фасаде: “Зоологический музей”. И на
секунду забудешься – дескать, все это сон, и не
было целого века в российской истории. А из двери
вдруг выйдет Бугаев Борис Николаевич, в то время
еще не писатель А.Белый, и поделится свеженькими
впечатлениями:
– Смотрит глазом стеклянным косматейший зубр,
иль раскинулись щупальцы спрута: присоски – в
тарелочку.
Напротив и чуть впереди – электроподстанция
метро, “вдохновенное создание архитектора
Фридмана (по определению Ильи Ильфа), в 1935 году
вставшее на месте Никитского женского монастыря.
А чуть далее – консерватория и памятник
Чайковскому.
Есенинский магазин
Малое Вознесение
Дом № 24
Дом № 26
Театр им. Маяковского
ТАСС
|
От консерватории до Тимирязева
Рядышком с консерваторией – маленький,
серый, невзрачненький особнячок. Он был построен
в 1915 году в стиле неоампир. Настолько “нео”, что
от настоящего ампира остались только маленькие
масочки.
Совсем недавно это здание было известно
потрясающим кафе “Оладьи”. А главной
достопримечательностью этого кафе считалась
винтовая лестница. По этой лестнице в 1921 году
Сергей Есенин тащил наверх Рюрика Ивнева, чтоб
прочитать ему только что написанную “Песнь о
хлебе”:
И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды всяких яств...
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть, –
вещал он свои малопонятные вирши.
Дело в том, что еще в 1919 году “Московская
трудовая артель художников слова”, в которую
входил Есенин, получила это здание под книжный
магазин. До “художников” оно принадлежало
своему маститому соседу – консерватории, и
консерваторский старичок, который обладал
связкой ключей от нынешних “Оладий”,
отказывался с ними расставаться. “Наверху”
поэтам так и объяснили:
– Раздобудете ключи – магазин ваш, не
раздобудете – судом для вас отбирать не будем. А
старикашка, имейте в виду, злостный и с каким-то
мандатом от Анатолия Васильевича Луначарского.
Бесстыжие поэты подкараулили несчастного
консерваторца, и когда тот вставил ключ в
скважину, перед ним вдруг появился имажинист
Мариенгоф и произнес:
– Извините меня, сделайте милость... но, видите
ли... обязали бы очень, если бы... о Шуберте или,
допустим, о Шопене соблаговолили в двух-трех
словах... Изволите понять, еще интересуюсь давно
контрапунктом и... бемолями...
Растроганный старик протянул подлому Мариенгофу
руку, а имажинист Есенин тут же выдернул ключ из
двери. Так началась торговля.
“Есенин стоял у прилавка на фоне книжных полок,
молодой, светлый, элегантный, и спорил с каким-то
высоким лысым человеком в старинном сюртуке, как
оказалось, профессором истории... Есенин
кипятился, размахивал руками, говорил не в лад,
перебивал своего собеседника”, – вспоминал один
из посетителей той лавочки.
По воспоминаниям Мариенгофа, коммерческий
директор фирмы Айзенштат Давид Самойлович не без
оснований упрекал Есенина:
– Уж лучше, Сергей Александрович, совсем не
заниматься с покупателем, чем так заниматься, как
вы...
А поэт Городецкий писал: “Я был у него в магазине
на Никитской. – Маленький стол был завален
пачками бумажных денег. Торговал он недурно”.
Как бы то ни было, лавочка вскоре закрылась, и в
неоампирном строении поселилась
гомеопатическая аптека номер три.
Напротив – церковь под названием Малое
Вознесение. Она была одной из самых модных в
позапрошлом веке, и сюда приходили не столько
молиться, сколько высматривать невест и женихов.
Их ведь в Москве не только “вытанцовывали”.
Чуть дальше – дом № 24 – одно из первых в городе
доходных зданий с мрачной и крутой чугунной
лестницей. В центре же участка – двухэтажный
особняк. Здесь в 1877 году у Батюшкова жил только
что женившийся Петр Ильич Чайковский. Там же
размещалось и филармоническое консерваторское
училище, где в кабинете директора Д.Шостаковича
высились два мастодонта – концертных рояля.
После же революции, а именно в 1921 году, здесь
обосновалась лавочка писателей, в которой
продавали (и, конечно, принимали на комиссию) не
только книги, но и рукописи, и автографы, и даже
самодельные книжонки, сделанные нищими
писателями из простой оберточной бумаги. А
руководили тем учреждением два теперь уже почти
забытых, но весьма талантливых писателя – Зайцев
и Осоргин.
Домом № 26 перед войной с Наполеоном владел некто
Поздняков. Он у себя устроил крепостной театр –
ведь Поздняков считался прогрессивным человеком
и ценителем прекрасного. Правда, Грибоедов в
“Горе от ума” над ним слегка поиздевался:
А наше солнышко? Наш клад?
На лбу написано: Театр и Маскерад;
Дом зеленью раскрашен в виде рощи.
Сам толст, его артисты тощи...
Там же у Грибоедова встречались и такие строки:
“…был спрятан человек и щелкал соловьем, певец
зимой погоды летней”. Действительно, у
Позднякова на сей счет имелся бородач-садовник.
Он во время маскарадов и балов прятался за
деревьями зимнего сада, щелкал соловьем и пел на
всяческие птичьи голоса.
Режиссером был известный Сила Сандунов, а иногда
в спектаклях подвизалась и его супруга, Лизонька
Уранова. Сам хозяин во время спектаклей
разгуливал переодетый китайцем.
Когда Москва была захвачена французами, Наполеон
открыл здесь свой театр. Солдаты во время
спектаклей курили трубки, а когда со сцены шли
слова о величии Франции, они вставали, махали
медвежьими шапками и кричали: “Да здравствует
наш император»”. После спектакля, разумеется,
устраивались шумные пирушки.
Напротив же – другой театр, Маяковского. До войны
с Наполеоном это был трехэтажный каменный дворец
с изящнейшей ротондой в центре. В 1812 году он
погорел, но через четверть века все-таки был
восстановлен. Поначалу – в строгом стиле, но чуть
позже он оброс лепниной и прочими красотами,
модными в середине девятнадцатого века.
“Дом простоял до 1885 года, – писал искусствовед
Евгений Николаев. – В этом году на участке был
построен театр (по проекту арх. Терского) в том
чудовищном стиле, который считался тогда
“русским” (как позднее, в 40-х года ХХ века,
классицизмом считался электрический набор форм,
составленный в духе скверной поваренной книги).
Все постройки были снесены, от старого дома
уцелел только маленький фрагмент – скругленный
угол, соединяющий театр с соседним домом.
Вероятно, это остаток дома еще XVIII века”.
До революции тут был театр “Парадиз” – по имени
антрепренера Парадиза, собственно и основавшего
этот театр. Правда, в скором времени его прозвали
“Интернациональным” – на сцене часто выступали
певцы из заграничных стран. Именно здесь
москвичи узнавали о Саре Бернар, Элеоноре Дузе,
Эрнесто Росси.
Постоянной труппы у театра не было, но гости
попадались очень славные. Например, театр
Мамонтова. Или МХТ, который ставил тут всего один
спектакль, “Чайку”, для одного зрителя – Антона
Павловича Чехова. Случилось так, что автор не был
ни на одной премьере. А посмотреть свое
произведение ему конечно же хотелось.
“Впечатление, как мы и предполагали, было
среднее, – вспоминал об этом Станиславский. –
После каждого акта Антон Павлович прибегал на
сцену, и лицо его далеко не отражало внутренней
радости”.
Больше всего досталось госпоже Роксановой,
игравшей саму Чайку. “Судить о пьесе не могу
хладнокровно, – писал Чехов, – потому что сама
Чайка играла отвратительно, все время рыдала
навзрыд...” Пришлось менять актрису.
После революции тут разместился Теревсат –
Театр революционной сатиры. Руководил им
Мейерхольд, и драматург Файко, тоже
сотрудничавший с Теревсатом, поражался тому, как
режиссер проводит репетиции: “Высокий, немного
сутуловатый, уже немолодой, сухопарый человек в
сером пиджаке, с жилистой шеей и очень заметной
сединой вдруг превращался в грациознейшее
порхающее создание, полное легкости, лукавства и
капризного кокетства. Мы смотрели на него разиня
рот...”
В Теревсате среди прочих шла пьеса Луначарского
“Бархат и лохмотья”. Произведение было не
слишком выдающимся, играла в нем жена наркома
просвещения Наталья Розенель, и Демьян Бедный,
посмотрев спектакль, составил эпиграмму:
Большое Вознесение
Церковь Федора Студита
Памятник Алексею Толстому
Дом Суворова
Дом № 43
Дом № 46
|
Ценя в искусстве рублики,
Нарком наш видит цель:
Дарить лохмотья публике,
А бархат – Розенель.
Автор эпиграммы покровительствовал
этому театру, часто приглашал актеров в Кремль –
беседовать о творчестве. Писатель Лев Никулин
вспоминал об этих встречах: “Обычно после
разговора о репертуаре Театра революционной
сатиры Демьян устраивал для нас роскошную по тем
временам трапезу, например, печеную картошку с
подсолнечным маслом. Однажды поставил на стол
графин, в котором была исключительная редкость –
разведенный спирт. Вдруг кто-то из домашних
Демьяна вбежал в комнату:
– По коридору идет Владимир Ильич!
Графин мгновенно исчез”.
Кстати, именно здесь в 1937 году была
впервые сыграна роль Ленина. Ответственная роль
была поручена Максиму Штрауху, а пьеса
называлась “Правда”.
А на другой стороне – ТАСС с традиционной
фотовыставкой в своих витринах.
Мне говорят, что “Окна ТАСС”
Моих стихов полезнее.
Полезен также унитаз,
Но это не поэзия, –
удивлялся Николай Глазков.
Здание построили в 1976 году, и говорят, сам Гришин,
первый человек в Москве, остановил рост
телеграфного агентства, замышлявшегося выше
раза в два. Высота его и по сей день загадочна –
днем здание кажется четырехэтажным, а вечером –
восьми, поскольку загорается внутренний свет, и в
каждом громадном окне появляется тонкая
горизонталь перекрытия.
Рядом же, на бульваре, – памятник
Клименту Тимирязеву.
От Тимирязева до Вдовьего дома
Рядышком с бульварами – церковь Большое
Вознесение. Здесь, как известно, в одном из
приделов в то время еще не достроенной церкви
венчался сам Пушкин.
Поэт венчался в этом храме не по собственному
выбору. Первоначально он планировал устроить
церемонию в домовой церкви князей Голицыных на
улице Волхонке, но митрополиту это не
понравилось, и он определил Большое Вознесение.
Во время самого венчания совпало множество
плохих примет: в руке у жениха потухла свечка, сам
он свалил крест, случайно толкнув аналой,
обручальное кольцо упало на ковер, а пушкинский
свидетель очень рано устал держать венец над
головой поэта и передал его другому человеку.
Александр Сергеевич вышел из храма не столько
радостный, сколько встревоженный. Он уже не
ожидал от жизни ничего хорошего, и последующие
события подтвердили правильность примет.
За ним – снова памятник, правда, не Пушкину, а
Алексею Толстому. Напротив же другая церковь –
Федора Студита. Она строилась в семнадцатом
столетии как больничный монастырь. Здесь
поначалу обитали шесть монахов-лекарей и
двадцать монахов-больных “для душевного
спасения”. То есть, по сути говоря, это была
психушка. Но в 1709 году тот монастырь закрыли, и
церковь стала приходской.
Сюда любил захаживать известный в городе чудак
генералиссимус Суворов, проживавший рядышком. Он
совершал по три земных поклона перед каждой из
многочисленных икон, ставил свечки, стоял целые
молебны на коленях и даже пел на клиросе. Но после
революции церковь закрыли, и разместили в ней
Исследовательский институт жиров.
Далее – скромненькие здания со скромной же
историей. В доме № 31 в 1905 году проживал пианист
Гольденвейзер. Он писал Танееву: “Здесь у
Никитских ворот беспрестанно стреляют, на
Тверском бульваре стоит пушка”. В доме № 33
находился магазин “Грамотей”, разумеется, с
букинистической лавкой.
На другой стороне – особняк Суворова (дом № 42).
Кстати сказать, полководец жил скромно. Простая
мебель и посуда. Подъем всегда в четыре утра, обед
в 8–9 утра, за обедом – стакан кипрского вина и
рюмка тминной водки. Не было ни сладостей, ни
фруктов. Правда, знаменитый полководец пил
дорогой чай.
По соседству, в доме № 44, проживал известный
анархист Кропоткин. Он приехал в Москву в 1917 году
после февральской революции и поначалу жил в
Кремле, а после снял квартиру в этом доме.
Собирался всерьез помогать новой
“демократической” городской думе. Но тут
случилась революция, и думу распустили, а
квартира оказалась в центре боевых событий.
– Это они хоронят революцию, – говорил анархист
своей жене.
Напротив, в доме № 43, в 1920-е располагался
Международный комитет помощи голодающим России,
или “Миссия доктора Нансена”. А по соседству
проживал врач Остроумов, один из лучших докторов
Москвы. Журналист Амфитеатров писал, что “он
покорял больных интимностью, редкою
способностью сразу делаться другом и родным. Его
клиника на Девичьем поле была лучшей в Москве”.
Есть на улице еще один занятный экспонат – дом №
46, где в гостях у Васильчиковых засиживались
Айвазовский, Глинка, Гоголь, Сергей Соловьев: “У
Васильчиковых по средам большие вечера”.
А через сотню лет здесь поселился гоголевский
поклонник Михаил Булгаков со своей второй
супругой – Белосельской-Белозерской. Поселился
у своей сестры, на антресолях здания, в
“тереме-теремке”. И, видимо, не знал, что тут
частенько отдыхал Гоголь, его кумир.
Рядышком – бывший участок Гончаровых. Здесь жила
в девичестве Наталья Николаевна. В период
ухаживания Александр Сергеевич Пушкин часто
ездил на Пресню – к Екатерине Ушаковой. Потом же
признавался, что “он ездил всякий день к сей
последней, чтоб два раза в день проезжать мимо
окон” своей настоящей возлюбленной.
Во времена своего жениховства он часто глядел из
окошка невесты на лавочку гробовщика,
находившуюся по ту строну улицы. И не удержался
от соблазна – написал повесть “Гробовщик”.
Впоследствии на гончаровском участке, в доме № 42,
жил Немирович-Данченко и хвастался чудесным
книжным шкафом, изготовленным по своему эскизу.
Шкаф состоял из множества закрытых секций с
портретами писателей, наклеенными на затейливые
дверцы. А внутри конечно же стояли их
произведения.
В доме под номером 58 проживал археолог
Игнатий Стеллецкий. Неподалеку, на
Садовой-Кудринской, находится Музей
Антона Павловича Чехова. Напротив – Планетарий и немного в стороне – солидный Вдовий дом. Здесь же и заканчивается наша прогулка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|