Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена


 

Вот мы и подписываем в печать последний в этом году номер...

Впереди – работа над новой газетой. Журналистская профессия учит не волноваться в такие моменты. Сколько уже было выпусков, а сколько еще будет! Но все равно волнуешься. Потому что знаешь: газета подписана в печать, а выходит – в свет. Что-то там будет?
Кто-то из поэтов говорил, что невозможно уметь писать стихи. Этому учатся каждый раз наново: соединяя слова, посылая в разведку рифмы. Мы старались делать «Первое сентября» так же: каждый номер как первый. Конечно, нам многое не удавалось. Но газета – такая, какой вы ее читали – складывалась именно из этих попыток.
– Экая чепуха! – воскликнет кто-то. – Газета и есть газета, и нечего искать в ней чего-то особенного. Тут тебе новости, тут аналитика, тут фотография, тут очерк…
Но, наверное, вся суть в том, что и мы, и вы вместе проходим какой-то путь. Оглядываясь назад, можно увидеть его вехи: манифесты Симона Львовича Соловейчика, статьи Александра Тубельского и Шалвы Амонашвили; карабахские и чеченские рассказы Эльвиры Горюхиной, движение «Эврика» и его лидера Александра Адамского… У каждого из нас были свои, незаметные другим, открытия; такие газетные полосы мы забирали домой. Бывая в командировках, не раз случалось видеть «авторские» подшивки: вырезанные из газеты статьи, которые оказались важными для одного-единственного читателя. Наверное, каждый из вас и есть тот единственный читатель, для которого мы делаем газету.
Честно говоря, еще полгода назад мы не думали о каких-либо переменах. Если быть совсем правдивыми – старались не думать. Хотя уже чувствовали, что они нужны. Газета каким-то странным образом дает нам понять, что не терпит решений по поводу себя. Но за эту осень она сама подвела нас к необходимости изменений.
Теперь мы будем выходить в другом формате, газета разделится на электронную и бумажную части. Но что нас к этому подтолкнуло?
Сначала нам казалось, что мы должны следовать ритму времени. Новость, едва случившись, уже попадает на ленты информагентств, превращается в заметки электронных СМИ; с другой стороны, так много всего произошло и происходит, что раз в две недели можно подводить промежуточные итоги.
Похоже, мы были правы и не правы одновременно. Угадав формат, мы заблуждались, объясняя себе, почему нужно действовать именно так. Наверное, дело не в ритме времени, а в структуре перемен, назревающих в школьном образовании.
Мы часто говорили, что учительство разобщено, что никто не берется отстаивать во власти интересы школы.
Но сегодня нам стало ясно: на эту ситуацию уже можно взглянуть по-новому.
Этим и объясняется для нас необходимость перемен в газете.
Школы, фактически оставленные выживать, постепенно постигают эту науку. Учителя, не получающие поддержки государства, сами для себя решают, зачем и почему они в школе. И этот выбор очень многое значит.
Конечно, школы по-прежнему стонут от бесконечной отчетности и проверок, от административных экспериментов и нововведений. Но это и нельзя признать победой ведомства: нацелившись на образование, измеряемое в цифрах и формальных показателях, чиновники сами себе создали ловушку. Они исправно получают свои отчеты и показатели. Но то, что составляет суть работы школы, остается вне их поля зрения. А там-то и происходит все самое важное сегодня.
Люди трудно, шаг за шагом, учатся справляться с жизнью. Во всех смыслах.
И главное для нас, чтобы каждый из них знал – он не один.
Мы понимаем: этого опыта пока мало. Большинство из нас надеются – и так и должно быть! – что государство все-таки не может полностью снять с себя ответственность за образование, что возможна образовательная политика, центр которой – интересы ребенка и уважение к учителю. Да, все это возможно, говорим мы. Но у нас есть та реальность, которая есть. И если государство предпочитает управлять образованием в стиле отчетов и «мероприятий», только наша ответственность за детей, которых мы учим, есть залог выживания – и перемен.
Каждый учитель, вдруг обнаруживший, что готов меняться ради детей, каждый директор, вдруг осознавший, что школа – это его личное дело, идут к одному и тому же: к внутренней самостоятельности. И готовности принять ответственность, которая не сгибает спину, а выпрямляет ее.
О вас и для вас будет наша новая газета.

«Первое сентября»

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru