Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ 

Ирина БАЛАШЕВИЧ,
театральный художник

“Клин” между вчера и сегодня

Молодые художники в поисках своего лица

Федор Архипов. "Волшебная флейта" В.-А.Моцарта

Федор Архипов. "Волшебная флейта" В.-А.Моцарта

Сделала для себя пометку – открывается выставка “Клин” на Малой Ордынке (Музей Островского), а вот пойти – не пойти так и не решила, уж больно вялым был прошлогодний “Клин”. И все-таки профессиональное любопытство взяло верх – пошла и… не зря! Еще с порога служитель музея, Галина Ивановна, приветливо приглашая, восторженно отозвалась о выставке – знак хороший, народу нравится, ну что же, посмотрим-посмотрим, что нынче молодые покажут? “Клин” – он потому “Клин”, что это молодые совсем ребята, часто художники-дипломники, выпускники выставляют свои работы, вклиниваясь в профессиональную сценическую жизнь театральных и киношных мастеров России. Вот и здесь представлены курсовые и дипломные работы четырех разных школ, еще не осуществленные на сцене, но вызывающие неподдельный интерес. “Клин” номер четыре, как и положено, открывали маститые: театральный критик Алла Александровна Михайлова, художники – Олег Шейнцис, Михаил Дмитриев, Владимир Архипов. Алла Александровна порадовалась, что это уже четвертый “Клин”, значит, он держится, живет, и посоветовала, чтобы молодые художники ставили перед собой сложные задачи. А вот Олег Шейнцис, основатель одной из школ (Школа-студия МХАТ), после поздравления подметил одну, на мой взгляд, немаловажную деталь – монтаж выставки выявил противостояние школ, даже двери друг от друга заперли ребята. Странно это слышать художникам постарше, потому что мы всегда гордились, что художник художнику друг, так было всегда на театре в отличие ну хотя бы от режиссерской касты (хотя и здесь есть свои исключения). Хочется надеяться, что это временное противостояние, просто нынешние соперники еще не научились ценить по достоинству, а не по знакомству.
А ценить есть что! Все школы хороши по-своему. В целом выставка очень интересная. Острые эскизы костюмов порадовали точностью исторических деталей, придумок. Грандиозные макеты и эскизы декораций вполне могли бы выставляться на “Итогах сезона” или “Квадринале”. В этих работах есть идеи, которые готовы к воплощению на сценах театров и вполне могли бы порадовать зрителей. Дай им Бог найти своих режиссеров, а ненашедшим не упасть духом, а продолжать быть художниками. Ведь театр – дело такое, отбор жесткий, не всякий выдержит.

Анна Федорова. "Жизнь Галилея" Б.БрехтА

Анна Федорова. "Жизнь Галилея" Б.БрехтА

Со стороны все виднее, и это правда, что дети обычно бывают похожи на родителей. Так и здесь очевидное сходство с мастерами-педагогами, конечно, присутствует. Школа Олега Шейнциса отличается четкостью, простроенностью линий, макетным мастерством, недаром там готовят для театральной жизни завпостов-художников и художников-завпостов. Интересные работы представили Анна Федорова (“Жизнь Галилея” Б.Брехта, курсовая работа – макет) и Мария Утробина (“Кармен” Ж.Бизе – макет). Мы можем увидеть здесь и рабочий процесс возникновения идеи спектакля, начиная с почеркушек и до эскизной части и макета. Макеты, безусловно, хороши и выполнены с тщанием и любовью, это видит всякий, но, на мой субъективный взгляд, макет Марии Утробиной больше подходит для кино, нежели для театра. Все-таки в театре есть другие приемы, позволяющие продлить подробный пейзаж в перспективе: это и аппликация объемная (почти макет), и живопись на задниках, и многое другое.
Мастерская Михаила Курилко (Институт им. Сурикова) – это в первую очередь живописное решение эскизов: колорит, цвет, который ведет, цепляет, заставляет возвращаться к исходной точке и не дает отойти от холста. Запоминаются эскизы декораций Елены Ермоловой (“Кармен” Ж.Бизе), Варвары Литовой-Веймар (“Аида” Дж.Верди).

Елена Ермолаева. "Дон Жуан" Ж.-Б.МольерА

Елена Ермолаева. "Дон Жуан" Ж.-Б.МольерА

Очень порадовали выпускники художественного училища Памяти революции 1905 года (мастерская Архипова и Дмитриева): просто каскад идей в цвете и графике, и макеты ничуть не уступают мхатовским. Хочется гордиться и моей альма-матер, кстати, в этом году училищу исполнилось 80 лет – юбилей вполне почтенный! Красивые листы эскизов костюмов и макеты Полины Гарбузовой (“Маленький принц” Сент-Экзюпери), Федора Архипова (“Волшебная флейта” Моцарта), Николая Лобзова (“Эмигранты” С.Мрожека).

Этель Иошпа. "Свадьба Фигаро" П.Бомарше

Этель Иошпа. "Свадьба Фигаро" П.Бомарше

Школа ГИТИСа, представленная лучшими учениками, верна своим традициям. Интересная работа Этель Иошпы (“Орестея” Эсхила) выполнена в любопытной фактуре рваных черно-белых клочков бумаги.
Не зря, совсем не зря я побывала на выставке. Молодые подстегивают, раззадоривают, не дают застояться. Варится “театральный супчик” с остренькой приправой – так кстати добавила в общую сценическую жизнь эта выставка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru