НАБЕРЕЖНАЯ ЭПОХИ
Зимние дожди
Когда распадается связь времен, какими
путями проникает слово из одного поколения в
другое?
В декабре на Петербург обычно
накатывают дожди, склевывают снег, вскрывают
неотдохнувшую землю газонов, и воздух начинает
обманно пахнуть весной. Одни при этом клянут
Петра, другие уверены, что именно на их жизнь в
космическом календаре выпали теплые зимы, а
бабушки во всем винят дырки, понаделанные в небе
ракетами. Все эти толки, однако, ничего не стоят,
достаточно открыть Пушкина: «Зимы ждала, ждала
природа. Снег выпал только в январе». Точнее
свидетельства быть не может. И виноват, конечно,
император.
А вот Даша Димке, с которой мы недавно
познакомились, призналась, что очень долго не
могла понять этих пушкинских строк. Детство ее
прошло в Иркутске, где снегом землю заметает уже
в сентябре. Как разнят нас, оказывается, не только
время, а и география.
Даша занимается в аспирантуре антропологией и
пишет диссертацию о коммунарах шестидесятых. Так
мы и познакомились.
Ни в каком сне мне, конечно, не могло привидеться,
что мы с моими друзьями окажемся предметом
антропологии, пусть даже и в третьем, вероятно, ее
значении, совпадающим с понятиями этнографии или
этнологии, которые занимаются в основном
проблемами социальными и
культурно-историческими. Мне-то в силу общей
необразованности казалось, что антропологи, как
и этот зимний дождь, интересуются главным
образом вещдоками, находящимися в земле. А с нами
все же еще можно поговорить, причем буквально, а
не только на языке научных гипотез. Покалякать,
так сказать, о том о сем, почему, скажем, взрослые
школьники и даже студенты демонстративно носили
тогда пионерские галстуки? Кому бы это они
посылали вызов в коммунистической-то стране,
которая и вся, как уверяют теперь социологи, была
большим детским садом с распорядком концлагеря?
Даша расспрашивает искренне, какой-то похожий
опыт был в ее сибирской юности. Однако, так или
иначе, ей предстоит снять или отмыть почти
пятьдесят годовых слоев, обновить нашу память,
наши сентиментальные песни и суровый стиль, нашу
глупость, наши коммунарские идеи, которые были
больше переживаниями, а те в свою очередь
питались молодостью и любовью, а любовь
понималась с голоса Маяковского как «ревность к
Копернику». Смесь действительно получается
реликтовая, антропологам самое время заняться.
Коммунарам сегодня столько же примерно лет,
сколько Дашиным родителям.
Мы разговариваем, иногда обмениваемся
компьютерными письмами. Я ей весточку из
прошлого, она мне новость (просится сказать) из
будущего. В действительности, конечно, общих тем
и имен достаточно. У Даши за плечами к тому же
художественное и филологическое образование.
Как-то возникли имена Когана и Кульчицкого,
поэтов, погибших на Великой Отечественной войне.
На следующий день я получил опубликованную
«Иностранной литературой» статью великолепного
переводчика Анатолия Гелескула, открывшего нам в
свое время Верлена. Посвящена она польским
молодым поэтам того же, срезанного войной,
поколения. С нашими их роднит жертвенность, но
поляки понимали еще и то, что под угрозой
находится не государство, а сама нация. Они
понимали, что культура требует мужества и риска,
поэтому не только пускали под откос поезда,
погибали на фронте и в лагерях, но выпускали
подпольный журнал «Культура и народ». Одного
погибшего редактора сменял другой.
Помнят ли о них сегодняшние молодые в Польше? Или
забыли, как у нас забыли Павла Когана и Николая
Майорова?
В одной из статей я прочитал о новых молодых, не
безумно богатых, но и не отчаянно бедных; они не
любят протестный рок, не нуждаются в благородных
практиках отказа от чего-либо или борьбы за
что-либо. От родителей их отличает не образ жизни,
а способ проведения досуга. В своей дионисийской
компании они не встретят никогда осуждения, «не
потому, что все вокруг добрые, а потому, что всем
наплевать друг на друга… Их связывают только
общие правила жизни танцующего в клубном свете
“социального тела”».
Мне боязно за этих ребят. Именно таких
приверженцев «анонимной толерантности» власть
может употребить, когда почувствует голод,
наиболее жестоко. Заурядная получится история и
довольно скучная.
От Даши я узнал и еще об одном молодежном течении
или поветрии. Их называют «ролевиками», к которым
относятся, кстати, и давно известные
«толкинисты». Но «ролевики» играют не только в
героев Толкина, а и в героев рыцарских времен,
например, или «Мастера и Маргариты». Сами пишут
сценарии, изготовляют костюмы и оружие и
отправляются на сборы, где неделю, а то и месяц
живут строго по избранным правилам. Уход от
реальности? А может быть, метод игрового
проживания истории, как это называет Тубельский?
Многие после этого действительно всерьез
начинают заниматься историей, литературой,
театром, живописью или каким-нибудь ремеслом,
которым овладели во время подготовки такого
исторического, как теперь говорят, реалити-шоу. И
так, стало быть, случается.
Неожиданно Даша услышала, как эти ребята поют
песню на известные ей стихи. Автора стихов они не
знали, а она знала. Написал их один из тех молодых
польских поэтов, о которых писал и которых только
что перевел Гелескул. Имя поэта – Кшиштоф Камил
Бачинский.
К пальцам примерзли струнно
стоны осенней меди.
Мы вырастали трудно,
чтоб дорасти до смерти.
…………………………..
Взгляд – скорлупою ломкой.
Ты еще здесь? И грустен?
Ночь заметет поземкой.
Снег, а не сердце хрустнет.
……………………………
Небо ли сеет солью,
слезы ли смерзлись в теле?
Мир, дозревая болью,
зреет, как мы созрели?
Бог его знает, какими путями проникает
слово из одного поколения в другое даже тогда,
когда распадается связь времен? Календарные даты
– это всего лишь воздушные знаки. И во всяком
случае, из одного года в другой мы переходим не по
мосту, который был вчера или будет завтра, и не
пересекая перпендикуляр неизвестной улицы, а
вместе сворачиваем на перекрестке. Куда? Никто не
знает. Но главное, скажу я вам, чтобы в хорошей
компании.
Зима, кстати, ведет себя пока по-товарищески. За
окном – снег.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|