ВНЕКЛАССНЫЙ ЧАС
Татьяна ШЕЛЫГАНОВА,
учитель вальдорфской школы в Дачном
г. Санкт-Петербург
Свечи среди одиноких камней
Учителя вальдорфских школ уверены:
главное в праздниках не яркость зрелищ, а
совместный душевный труд детей и взрослых
Маленькие остановки в потоке
повседневности
День – ночь, бодрствование – сон, будни,
праздники… Жизнь человека ритмична – хотим мы
или нет, осознаем это или не вполне, мы все
подвластны ритму года, недели, дня. Нам грустно,
когда опадают листья, нам трудно преодолевать
темноту ноября и декабря, мы с нетерпением ждем
светлых весенних дней и тепла лета. Дети особенно
чувствительны в этом отношении, поэтому
соблюдение закона ритма для них очень важно. Вот
уже на исходе декабрь, самый темный и вместе с тем
самый волнующий воображение месяц года, месяц
ожидания Рождества, Нового года и Каникул,
ожидания Праздника.
Как известно, для детей именно праздники
являются единственным способом ориентировки во
времени. Праздники года, которым в вальдорфской
школе уделяется огромное внимание, позволяют и
детям, и взрослым почувствовать связь души с
меняющимся миром. Для нас праздник – это не
развлечение, а особое состояние человеческого
духа. Радостно ожидание, подготовка, само
праздничное действо и воспоминание о нем.
Каждый праздник несет свое настроение, которое
выражается через жест, цвет, слово. Праздники –
это особый календарь души, кульминационные точки
года. Празднование – это не индустрия массовых
зрелищ, а особое искусство, важное личностное
умение, почти утерянное современной культурой.
Мы пытаемся возродить это искусство.
Осень собирает плоды лета и готовит нас к длинной
холодной зиме, когда уже нельзя будет
рассчитывать на щедрость природы, а только лишь
на свои внутренние силы. С приближением зимы дни
становятся короче и темнее, и тогда мы делаем с
детьми маленькие бумажные фонарики, зажигаем
свечи внутри и дарим эти трепещущие огоньки друг
другу и прохожим – ведь так важно почувствовать
в себе внутренний свет и принести его другому в
дар. Особенное время – подготовка к Рождеству.
Его мы встречаем, как и во всем мире, 25 декабря.
Православное Рождество дети отмечают на
каникулах дома.
По дороге к Рождеству
За четыре недели до Рождества утром за
окном сумерки. Перед началом уроков в особенном
«уголке времен года» среди одиноких камней
зажигается одна свеча. На темно-синей ткани
«неба» появляется первая звезда. В начале
каждого дня теперь кто-то из детей будет
прикреплять новую звезду. Звезды эти освещают
путь странникам – Марии, Иосифу и маленькому
ослику, фигурки которых уже появились на дальнем
подоконнике класса. Как длинна их дорога! По мере
чтения истории путешествия Марии и Иосифа из
Назарета в Вифлеем появляются новые персонажи:
вот уже позади остались пастухи, овечки, вот уже
скоро хлев, где предстоит родиться Младенцу.
Первоклассники словно бы тоже проходят трудный
путь вместе с героями рождественской истории.
Каждый день дети иллюстрируют только что
услышанное.
В начале второй недели зажигается вторая свеча, в
начале третьей – третья: чем темнее за окнами,
тем больше света должно быть в нас. Прямо об этом
не говорится, но дети чутко воспринимают это
равновесие света и тьмы. На уроках рукоделия дети
готовят рукотворные подарки. Учителя (часто с
помощью родителей) ставят рождественский
спектакль. Много народу приходит к нам в школу на
рождественскую ярмарку, где работают мастерские
и можно своими руками изготовить что-нибудь
интересное, доброе, красивое для своих родных и
друзей.
Долгожданный праздник Рождества начинается с
того, что на синем фоне среди других звезд
появляется самая яркая – Вифлеемская, горят
четыре свечи, Мария и Иосиф приходят к хлеву, дети
показывают рождественскую историю, обмениваются
подарками, поют вместе с родителями
рождественские песни: «В сердце радость и тепло
– наступило Рождество».
Возможность выдоха
В дни праздников человек, его душа
освобождается для чего-то важного, необыденного.
А вот каникулы должны стать временем переживания
самого себя. Это не время, которое нужно
потратить, а время, данное для обретения друзей,
переживаний, впечатлений, время, необходимое для
опыта саморазвития.
Каникулы – это выдох после долгого вдоха
четверти, это другой ритм жизни. Может быть, даже
отсутствие его. Теперь можно позже ложиться и
вставать (чем дети непременно пользуются), можно
делать то, что хочется, побыть с самим собой. А что
если ребенок привык принимать только то, что ему
навязывают взрослые, и, оставшись без
руководства, он не знает, куда себя деть, смотрит
в экран или выходит на улицу, находит дешевые и
небезопасные развлечения? Парадокс, но опасна и
другая крайность – когда ребенку предлагается
много всего: новогодние представления, театр,
поездки, музеи. Некогда выдохнуть, а надо бы. Ведь
правильное дыхание – это равновесие и гармония.
И чем старше ребенок, тем важнее для него момент
встречи с самим собой и окружающим его миром,
когда можно просто смотреть на падающий снег, на
струи дождя, на пейзаж за окном. Кому-то
достаточно одного такого тихого дня, кому-то
нужны для этого все каникулы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|