УЧЕБНИКИ № 91
Отрецензируйте, пожалуйста, урок!
Практика образования.
Научно-методической журнал.
№ 3, 2005
Далеко не во всех журналах,
претендующих на роль методического помощника
учителя, можно встретить разумную пропорцию
научных и практических материалов, а также
традиций и новаций, что, на наш взгляд, является
важнейшей характеристикой любых методических
изданий. Положительным примером такого рода
можно считать журнал «Практика образования» –
журнал о развивающем подходе по системе Л. В.
Занкова в начальной школе.
Все материалы рецензируемого номера не могут
оставить равнодушным учителя начальных классов
– независимо от того, по какой системе работает
учитель. Так, в статье А.В.Поляковой на удивление
лаконично сформулированы требования к
современному уроку. Эти требования не
предполагают жесткости рамок традиционного
урока, который, по убеждению многих учителей,
доживает последние дни. Автор фактически
систематизирует аргументацию, которую
инновационно работающий учитель может привести,
обосновывая свою позицию перед завучем или
методистом.
Другая статья – «Безотметочное обучение – миф
или реальность?» (автор Н.В.Нечаева) –
затрагивает весьма больную тему. В начальной
школе, как известно, провозглашен безотметочный
подход к оцениванию детских достижений. Но мало
где можно найти советы, как правильно вести себя
в этой принципиально новой ситуации. Огромное
спасибо автору за то, что намечает для учителя
пути движения, показывает, где искать поддержки и
помощи.
Два материала, посвященные одной теме –
подготовке к приему первоклассников, гармонично
дополняют друг друга. Статья В.Д.Еремеевой
«Дошкольник становится школьником» призывает
взглянуть на первоклассника, на шестилетнего
малыша как на личность. Отсюда – приемы и подходы
в работе с ним. Показательно, что автор почти не
употребляет множественного числа – она пишет о
каждом ребенке.
Продолжает разговор о школьных новичках
материал под рубрикой «Для вас, коллеги» –
«Знакомься, школа, – твой ученик!». Это комплект
методик для всестороннего изучения детей,
поступающих в школу. Однако цель его
принципиально отлична от банальной сортировки.
Материалы номера убеждают в том, что такое
обследование необходимо для успешной работы с
каждым ребенком с точки зрения современного,
личностно-ориентированного подхода, с точки
зрения безотметочного обучения, в конце концов, с
точки зрения здравого смысла. Методики подробно
описаны, даны критерии оценки, так что каждый
учитель может этим воспользоваться.
Для учителя, выпускающего четвертый класс,
актуальна проблема преемственности программ
начальной и основной школы. Материал на эту тему
тоже позволяет по-новому – с двух сторон
взглянуть на проблему. Взглянуть и обнаружить:
делить-то нечего – надо сотрудничать! Примеры
путей навстречу друг другу намечены, они просты и
понятны и не вызывают внутреннего сопротивления,
так как продиктованы опытом и душой.
В журнале много практико-ориентированных
материалов. Каждым из них можно воспользоваться
в нужный момент. Материалы подобраны по
предметам – обучение грамоте, окружающий мир,
математика, трудовое обучение – и по параллелям.
Опубликованные разработки уроков подробны, жаль,
что не ко всем даны комментарии специалистов. А
читателю так хочется, чтобы и о его уроках
отозвались методисты, психологи и коллеги! Ведь
анализ урока мы, учителя, слышим только несколько
раз в год – от администрации или от
инспектирующих. Не всегда их оценки и
комментарии объективны. Да и в ежедневной
практике жизни случаются уроки, после которых
чувствуешь себя окрыленным или разочарованным.
Так хочется поделиться успехом или понять, в чем
проблема. Возможность сделать это на страницах
журнала очевидно исключает предвзятость, к тому
же анализ и оценку дадут люди, отделенные от
учителя временем и расстоянием.
Содержание материала под рубрикой «Наш
мастер-класс» наталкивает на интересные идеи
уроков по трудовому обучению, которые можно
организовать как коллективные разработки
проектов. Об этом много говорят, но всегда
понятно, как организовать и сделать проект
по-настоящему увлекательным и творческим. Автор
статьи Т.Н.Проснякова еще и автор книги «Бабочки»
(с разработками факультатива) и целого курса
трудового обучения.
Завершает номер журнала «Практика образования»
рубрика «А у нас праздник», где традиционно
размещены сценарии. Приятно, что материалы
праздников попадают в руки педагогов заранее.
Есть возможность внести в готовые разработки
коррективы или придумать свое, оттолкнувшись от
предложенных идей. Этот простой ход выгодно
отличает журнал от многих других.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|