Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 91 
 

Борис СОКОЛОВ

Монастыри как источники культуры

Ионина Н.А. 100 великих монастырей

Ионина Н.А.
100 великих монастырей.
М.: Вече, 2005
В книге-справочнике Надежды Иониной наиболее известные монастыри различных религий и народов рассматриваются прежде всего как культурные центры национального и мирового значения. Ведь именно монастыри в средние века становились центрами письменности, там создавались главные рукописные памятники человечества той эпохи, там работали великие ученые и философы, там возникли первые образовательные центры. Сами монастырские здания, как правило, представляли собой выдающиеся памятники архитектуры.
Как подчеркивает автор, «в монастыре мысль всегда обращена к Богу, и существует она как явление чистой, религиозно-духовной жизни». При этом особо отмечается, что «для простого человека и знатных вельмож, крестьян и дворян открывались монастырские врата, войдя в которые, человек начинал новую и совсем другую жизнь. Все здесь помогало ему преобразить себя, избавиться от тяжести грехов, шаг за шагом взойти на небесную высоту уподобления Богу». В то же время «монастыри выполняли еще и множество социальных функций, которые в средние века никто, кроме монахов, не мог и взять на себя». Автор утверждает: «Единственная и подлинная цель монашеского делания – спасение души, но в обитателях развивалась и “монастырская культура” – книжность, зодчество, иконопись, бытовой уклад. Несмотря, казалось бы, на оторванность от мира, монастыри основывали свои учебные заведения… В монастырских школах особое значение придавали обучению грамоте и гуманитарным наукам». В книге цитируются слова святого Игнатия Брянчанинова о том, что «жизнь монашествующих есть показатель того, что происходит в мире».
В книге представлены монастыри самых разных религий: католические, православные, монофизитские, коптские, армяно-григорианские, буддистские, даосские… Расположены статьи в хронологическом порядке – по времени возникновения монастырей. Из русских святынь в список попали, в частности, Свято-Успенская Почаевская лавра, Спасо-Преображенский монастырь на Валааме, Юрьев монастырь в Новгороде, Киево-Печерская лавра, Антониев монастырь в Новгороде, Ипатьевский монастырь в Костроме, Симонов монастырь в Москве, Соловецкий монастырь, Троице-Сергиева лавра, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра… Все не перечислишь. Вообще православные монастыри в справочнике преобладают – их более 60. В каждом очерке сообщается об истории возникновения монастыря, о том, как строился современный монастырский комплекс, какие важные исторические события связаны с этим монастырем, кто из выдающихся ученых и богословов трудился в монастырских стенах.
О Свято-Троицкой Александро-Невской лавре сообщается, например, что заложена она была вскоре после основания Санкт-Петербурга, на том месте – при впадении Черной речки в Неву, – где по преданию князь Александр Невский в 1241 году разгромил шведское войско. Интересно, что из-за нехватки священников в 1718 году решено было комплектовать флотское духовенство из иеромонахов Александро-Невской лавры. А в 1724 году в монастырь был прислан изъявивший желание креститься выходец из Индии Неротам Лаладжетуч – возможно, первый индиец, принявший православие. В лавре была устроена одна из первых русских типографий. Петр I предполагал сделать из Александро-Невской лавры первую духовную академию. Здесь планировалось учредить ученое монашеское братство. Ученые монахи возрастом старше 30 лет, окончившие семинарии, должны были постигать богословские и иные науки, произносить проповеди, переводить сочинения иностранных авторов и писать собственные богословские труды. Этим монахам полагалось повышенное по сравнению с остальными содержание. По окончании курса они должны были стать настоятелями крупнейших монастырей. В полном виде план удалось осуществить лишь в 1797 году, через 70 с лишним лет после смерти Петра. Прежде не было необходимого количества образованных людей. Вплоть до 1917 года Александро-Невская лавра была кузницей кадров высшего духовенства.
Интересен рассказ о буддистском монастыре – Аннинском дацане под Улан-Удэ в Бурятии, который до Октябрьской революции был официальным центром буддизма в России. Дацан основали еще в XVII веке. Здесь изучали философию Индии, учили древние сутры и получали медицинское образование все ламы Бурятии. Готовили в дацане и живописцев, и переписчиков книг. А бурятская астрология впитала в себя наследие Индии, Китая и Монголии. Астрологический канон был сформирован в Аннинском дацане и играл большую роль в повседневной жизни бурят.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru