УЧЕБНИКИ № 91
Монастыри как источники культуры
Ионина Н.А.
100 великих монастырей.
М.: Вече, 2005
В книге-справочнике Надежды
Иониной наиболее известные монастыри различных
религий и народов рассматриваются прежде всего
как культурные центры национального и мирового
значения. Ведь именно монастыри в средние века
становились центрами письменности, там
создавались главные рукописные памятники
человечества той эпохи, там работали великие
ученые и философы, там возникли первые
образовательные центры. Сами монастырские
здания, как правило, представляли собой
выдающиеся памятники архитектуры.
Как подчеркивает автор, «в монастыре мысль
всегда обращена к Богу, и существует она как
явление чистой, религиозно-духовной жизни». При
этом особо отмечается, что «для простого
человека и знатных вельмож, крестьян и дворян
открывались монастырские врата, войдя в которые,
человек начинал новую и совсем другую жизнь. Все
здесь помогало ему преобразить себя, избавиться
от тяжести грехов, шаг за шагом взойти на
небесную высоту уподобления Богу». В то же время
«монастыри выполняли еще и множество социальных
функций, которые в средние века никто, кроме
монахов, не мог и взять на себя». Автор
утверждает: «Единственная и подлинная цель
монашеского делания – спасение души, но в
обитателях развивалась и “монастырская
культура” – книжность, зодчество, иконопись,
бытовой уклад. Несмотря, казалось бы, на
оторванность от мира, монастыри основывали свои
учебные заведения… В монастырских школах особое
значение придавали обучению грамоте и
гуманитарным наукам». В книге цитируются слова
святого Игнатия Брянчанинова о том, что «жизнь
монашествующих есть показатель того, что
происходит в мире».
В книге представлены монастыри самых разных
религий: католические, православные,
монофизитские, коптские, армяно-григорианские,
буддистские, даосские… Расположены статьи в
хронологическом порядке – по времени
возникновения монастырей. Из русских святынь в
список попали, в частности, Свято-Успенская
Почаевская лавра, Спасо-Преображенский
монастырь на Валааме, Юрьев монастырь в
Новгороде, Киево-Печерская лавра, Антониев
монастырь в Новгороде, Ипатьевский монастырь в
Костроме, Симонов монастырь в Москве, Соловецкий
монастырь, Троице-Сергиева лавра, Свято-Троицкая
Александро-Невская лавра… Все не перечислишь.
Вообще православные монастыри в справочнике
преобладают – их более 60. В каждом очерке
сообщается об истории возникновения монастыря, о
том, как строился современный монастырский
комплекс, какие важные исторические события
связаны с этим монастырем, кто из выдающихся
ученых и богословов трудился в монастырских
стенах.
О Свято-Троицкой Александро-Невской лавре
сообщается, например, что заложена она была
вскоре после основания Санкт-Петербурга, на том
месте – при впадении Черной речки в Неву, – где
по преданию князь Александр Невский в 1241 году
разгромил шведское войско. Интересно, что из-за
нехватки священников в 1718 году решено было
комплектовать флотское духовенство из
иеромонахов Александро-Невской лавры. А в 1724 году
в монастырь был прислан изъявивший желание
креститься выходец из Индии Неротам Лаладжетуч
– возможно, первый индиец, принявший
православие. В лавре была устроена одна из первых
русских типографий. Петр I предполагал сделать из
Александро-Невской лавры первую духовную
академию. Здесь планировалось учредить ученое
монашеское братство. Ученые монахи возрастом
старше 30 лет, окончившие семинарии, должны были
постигать богословские и иные науки, произносить
проповеди, переводить сочинения иностранных
авторов и писать собственные богословские труды.
Этим монахам полагалось повышенное по сравнению
с остальными содержание. По окончании курса они
должны были стать настоятелями крупнейших
монастырей. В полном виде план удалось
осуществить лишь в 1797 году, через 70 с лишним лет
после смерти Петра. Прежде не было необходимого
количества образованных людей. Вплоть до 1917 года
Александро-Невская лавра была кузницей кадров
высшего духовенства.
Интересен рассказ о буддистском монастыре –
Аннинском дацане под Улан-Удэ в Бурятии, который
до Октябрьской революции был официальным
центром буддизма в России. Дацан основали еще в
XVII веке. Здесь изучали философию Индии, учили
древние сутры и получали медицинское
образование все ламы Бурятии. Готовили в дацане и
живописцев, и переписчиков книг. А бурятская
астрология впитала в себя наследие Индии, Китая и
Монголии. Астрологический канон был сформирован
в Аннинском дацане и играл большую роль в
повседневной жизни бурят.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|