УЧЕБНИКИ № 91
Свобода ходить в библиотеку
Скепсис.
Научно-просветительский журнал.
№3/4, 2005
Журнал под названием «Скепсис»
появился три года назад как самиздатовский
проект группы аспирантов и
преподавателей-гуманитариев. Молодые
интеллектуалы заручились идейной поддержкой
нескольких известных ученых: в редакционный
совет журнала вошли профессора МГУ Вячеслав
Бочаров, Иван Гобозов, Юрий Семенов, Юрий
Муравьев, профессор Института философии РАН
Милий Грецкий. «Мы понимаем скепсис в широком
смысле: как конструктивное сомнение, как основу
любых форм рационализма, и прежде всего научного
знания. С критики царящих в науке и обществе догм
начинается любая теория, чей автор всерьез
планирует сказать новое слово. Скепсис – это то,
что объединяет всех ученых, всех философов, даже
если они занимают противоположные научные или
политические позиции» – так объясняет название
проекта редакция журнала (http://scepsis.ru/library/id_297.html).
Пропаганда рационализма, научного скепсиса,
борьба с окружающими современного человека
догмами и социальными иллюзиями, преодоление
пассивности в общественной жизни – такова цель
издания.
Неудивительно, что образовательная тематика
появилась в журнале с самых первых номеров, а
последний оказался почти полностью посвящен
проблемам среднего и высшего образования.
«Свобода состоит в том, чтобы ходить в
библиотеку» – эти слова Иосифа Бродского,
приводимые в редакционном обращении к читателям,
стали своеобразным эпиграфом ко всем материалам
номера.
Известный социолог и политолог Борис
Кагарлицкий в интервью «“Мы слишком много
знаем”. Неолиберализм как он есть: в мировой
политике и российском образовании» определяет
общие тенденции образовательных реформ и в
России, и на Западе. Кагарлицкий, основываясь на
примерах развития стран третьего мира,
утверждает, что «современное российское
общество для той экономики и той
социально-политической системы, которые оно
сегодня имеет, слишком образованно», и именно
поэтому «есть политическая воля на разрушение
общеобразовательной школы». Редакция «Скепсиса»
ставит неутешительный диагноз происходящим в
российском образовании процессам: речь идет не о
реформировании, а сознательном уничтожении
образовательной системы. И от аргументов,
которые приводятся в защиту этого радикального
тезиса, нельзя отмахнуться.
«Толковый словарь по образовательной реформе»,
составленный Ильей Смирновым, призван объяснить
реальный смысл «специфического
профессионального языка, по которому
реформаторы узнают друг друга на расстоянии». В
состав словаря входят такие термины, как
«болонский процесс», «вариативность», «единый
государственный экзамен», «концентры»,
«модульный курс», «свободная школа» и т.д.
Определения этих терминов выглядят как
пародийные, хотя сам автор призывает
воспринимать их всерьез, поскольку
использованные в словаре документы (ссылки на
них в изобилии приведены в словаре) – подлинные.
О разрушении вековых традиций российского
образования с болью в сердце пишет директор
школы-лаборатории № 825, член-корреспондент РАО
Владимир Караковский. Для того чтобы общество не
слишком сопротивлялось «реформам», был создан
«миф о безнадежной отсталости российского
образования, которое до сих пор якобы работает в
советском духе, а значит, порочно в своей основе»,
– убежден один из старейших российских
педагогов. По его мнению, «за разговорами о
повышении качества скрывается переход к
платному образованию», а «массовое введение в
школах “платных образовательных услуг”…
делает школу средством социального отбора». Не
лучше ситуация и с единым государственным
экзаменом и профильным обучением. «Если
соединить и обобщить идеи ЕГЭ и профильного
обучения, то можно проследить нарастающий разрыв
многолетних связей школ и вузов. Вряд ли от этого
выиграет как среднее, так и высшее образование»,
– считает В.А. Караковский. Об ущербе, нанесенном
реформами таким школьным предметам, как
математика, история и литература, рассказывают
авторы школьных учебников учитель математики
Александр Шевкин, доцент Московского
педагогического государственного университета
Леонид Ляшенко и Сергей Волков.
Большой блок переводных публикаций, посвященных
проблемам развития образовательных систем
Франции и Великобритании, наглядно
демонстрирует глобальный характер
разрушительных реформ неолиберализма.
Коммерциализация высшего образования
Великобритании уже привела к резкому снижению
количества учащихся из бедных семей и семей
среднего достатка, свидетельствует в своем
интервью «Скепсису» профессор Гринвичского
университета и советник мэрии Лондона по
экономическим вопросам Алан Фриман. Британский
ученый предполагает, что финансовая политика
государства может привести к разорению тех 60% не
принадлежащих к элите вузов и соответственно к
еще большему социальному расслоению общества. В
статье Алекса Нунна «Генеральное соглашение по
торговле услугами, высшее образование и реформы
в Соединенном Королевстве» подробно
анализируется направленная на коммерциализацию
образования линия правительства Маргарет
Тэтчер. Именно эту политику продолжают нынешние
лейбористы во главе с Тони Блэром, оправдывая ее
как единственную возможность увеличить
эффективность производства. Важным послесловием
к публикации Алекса Нунна служит статья
российского социолога Александра Тарасова, в
которой автор рассматривает ситуацию
«коммерческого будущего» британского
образования в свете принятого в 2004 году нового
закона о высшем образовании. Этот закон делает
высшее образование платным для всех и повышает
стоимость обучения в три раза. Вывод социолога
неутешителен: от новой системы высшего
образования Великобритании пострадают все,
кроме корпораций, которые «получат армию
высококвалифицированных и в то же время
узкоспециализированных наемных работников, к
тому же покорных и не бунтующих в силу своего
положения финансового должника». Останется в
выигрыше и правящий класс Соединенного
Королевства, поскольку «новый закон… сделает
страну еще более сословной и кастовой и еще
больше закрепит наследуемые социальные
привилегии».
О последствиях торжества неолиберальных
принципов во французской школе на страницах
«Скепсиса» рассказывает Луи Вебер: «…следствием
навязывания их всей системе образования стала
остро вставшая здесь проблема неравенства». При
этом Вебер в своей публикации указывает, что в
таких странах, как США, Австралия и Новая
Зеландия, «процесс расслоения достиг большего
размаха, нежели в “старой доброй Европе”».
Сегодня очевидно, что французский педагог,
написавший эту статью в 2003 году, несколько
недооценил уровень социального расслоения в
своей собственной стране.
Если Борис Кагарлицкий и Александр Тарасов
просто подвергают жесткой критике
образовательную политику государств, идущих по
пути неолиберального развития, то совсем другая
нота звучит в статье Юрия Муравьева
«Скептицизм–марксизм–трансмарксизм», ставшей
своеобразным теоретическим манифестом
большинства журнальных материалов. Главный
тезис, отстаиваемый автором, достоин того, чтобы
привести его целиком: «Наше время, может быть,
лучше, вернее и адекватнее всего идейно и
философски осмыслено на основе и с помощью
особого идейно-философского образования –
трансмарксизма, радикально развивающего идеи
марксизма и по-разному диалектически
противостоящего как всему антимарксизму, так и
западному неомарксизму, равно как и любой
разновидности марксоидной идеологии». Большая
часть статьи посвящена рассказу о генезисе
трансмарксизма. Не скрывает Юрий Муравьев своего
духовного родства с одним из лучших учеников
Маркса – В.И.Лениным. Например, за основу
трансмарксистского понимания нравственности
Юрий Муравьев, по собственному признанию, берет
именно ленинское определение: «Всё то, что служит
построению коммунизма… всё это и выступает как
нравственное и высокооцениваемое с моральной
точки зрения». Лидер трансмарксизма продолжает:
«Точно так же и в наши дни заслуживает
уничтожения всё то в нравственной жизни, что
основывается на морали угнетения (курсив мой. –
А.Л.)». Последнее определение не получило в статье
детальной разработки. А жаль… Хотелось бы узнать
поподробнее, что же такое «мораль угнетения».
Отдавая себе отчет, что сегодня у трансмарксизма
«мало шансов на приобретение большого числа
сторонников», теоретик нового
идейно-философского течения поистине с
ленинской энергией и целеустремленностью
восклицает: «…качнется еще раз в сторону защиты
прав угнетенных маятник всемирной истории – и
армии сторонников вырастут как грибы. И тогда
теоретическая подготовленность к практической
борьбе окажется необходимой как воздух.
Трансмарксизм не позволит этим праведным армиям
задохнуться без теоретического кислорода». От
себя добавлю: и тогда «универсальный»
трансмарксистский скепсис наверняка
превратится в универсальную трансмарксистскую
догму.
Для правильного понимания определенной части
журнальных публикаций, несомненно, созданных в
русле идейно-теоретических установок
трансмарксизма, важен еще один посыл программной
статьи Ю.Муравьева. «Можно сколько угодно
скептически издеваться над… распространением
искренней веры – что в бога, что в магов,
колдунов, экстрасенсов… Но нельзя не видеть, что
за этими социальными эпидемиями стоит всегда
мощная, всеподчиняющая сила эмоции бессилия и
неуверенности, спонтанного желания опереться
хоть на что-нибудь…» – пишет философ. Но выход
есть: «Рациональное, систематизированное
сознание – научное и идеологическое – может
противопоставить этой эмоции всего лишь
универсальный скепсис».
И действительно, скепсис в журнале есть. Правда,
почему-то его объектом становятся не различные
«веры и верования», а всего лишь одна вера –
христианство и только одна из его конфессий –
православие. Следует признать, что отчасти
причиной такой избирательности в нападении
является неуклюжая активность Русской
православной церкви в области образования
(кстати говоря, ей самой более всего вредящая). А
после прочтения материалов «Скепсиса» тем более
трудно найти слова в защиту организации под
названием РПЦ. Теме активизации сотрудничества
церкви с государством посвящена статья
Александра Аверюшкина и Дмитрия Субботина
«“Итак, школе место при церкви”. Тандем РПЦ и
Министерства образования». Примерам
проникновения религии в школьное образование
посвящены публикации журнала из юмористического
раздела «Кю!». Это фельетон Ростислава Чебыкина
«Как остановить священную войну» и сказка
«Красная шапочка» в православном переложении из
методического пособия по основам православной
культуры «Дорога к храму» для первого класса.
О проникновении религии в высшие учебные
заведения рассказывается в материале
«“Христианская психология”: за и против». Хотя
попытка введения этого предмета в
университетские программы предпринимается
профессиональными психологами (такими, например,
как Б.С.Братусь и В.И.Слободчиков), нет никакого
сомнения, что за их инициативой стоят интересы
все той же РПЦ. «Скепсис» предоставил свои
страницы как сторонникам, так и противникам
новоявленной дисциплины. Кстати, это
единственный раз, когда журнал отступает от
своей воинственной антиклерикальной позиции и
дает две точки зрения на проблему.
В журнале также много других исторических
(Ю.Семенов. «Тотемизм, мифология и первобытная
религия», Н.Дмитриева. «Летучий голландец
российской интеллигенции. Очерки истории
философского парохода», А.Боев. «Любовь
Аксельрод. История неправославного ортодокса»),
философских (О.Вышегородцева. «Истина и
современность: Casus Skirnekk», Г.Шкирбекк. «Спор о
модерне: рациональность единая и
множественнная») материалов, тематически и
идейно связанных с заявленной проблематикой.
Издание оставляет двойственное впечатление: с
одной стороны, острая, точная и
аргументированная критика отечественных и
зарубежных реформ образования, сопровождаемая
глубоким историческим анализом, с другой – более
чем спорная идеологическая «трансмарксистская»
и антирелигиозная позиция. Вызывает уважение
целеустремленность редакции в ее общественной
позиции и понимании роли науки и образования. И
ясно – со «Скепсисом» возможно и интересно
спорить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|