УЧЕБНИКИ № 91
Сокрытие знаний как методический
прием
Не секрет, что многие родители, заглянув
в учебники своих детей, порой испытывают
глубокое изумление – «а нас учили по-другому»,
или даже возмущение – «ничего не понимаю!». В
роли такого неискушенного читателя побывала
наша коллега, а автор учебника любезно ответила
на ее недоуменные вопросы. В результате
получился довольно интересный диалог о
современной методике начальной школы.
А где написано про микробы?
З.А. Клепинина.
Окружающий мир: учебник для 1 класса начальной
школы.
М.: АСТ-Пресс Школа, 2005
В детстве я часто пропускала
занятия, болела. Это досадное обстоятельство
приучило меня к работе с книгой. С тех пор в
учебнике я ценю главным образом возможность
использовать его для самостоятельного обучения.
Лежащий передо мной учебник «Окружающий мир» для
первого класса из одноименного
учебно-методического комплекса как раз как будто
бы создан для меня. В аннотации читаю: «Учебник
рассчитан на самостоятельную познавательную
деятельность ребенка, особая система вопросов,
заданий и иллюстраций помогает развитию
аналитических способностей, мышления,
осознанной речи учащегося».
Открываю. Действительно много иллюстраций.
Красивая, легкая книжка, ее приятно держать в
руках. В учебнике пять разделов: «Окружающий
мир», «Мир людей», «Будь здоров» и «Россия – наша
Родина» (здесь четыре). Имеется словарик и два
обращения – «Уважаемые родители» и «Юный друг!».
Опрометчиво пропустив обращения, начинаю
листать сам учебник. Вот глава «Чистота – залог
здоровья». Под названием совсем коротенький
текст, в нем три вопроса: “Одно из правил охраны
здоровья ты видишь на рисунках. Что это за
правило? Почему так важно соблюдать чистоту?
Какое общее название можно дать этим действиям?”
Ниже – четыре картинки, на которых умываются
веселые чистоплотные девочки. Это, безусловно,
однозначный ответ на первый вопрос. Да, да, да!
Одно из правил охраны здоровья – соблюдение
чистоты! Ответ на третий вопрос, о характере
действий, выделен особо – гигиена. Личная
гигиена. Слово «гигиена» можно найти в словарике,
в конце книги. Замечательно и понятно. Но где же
главное? Где разъяснение, почему «важно
соблюдать чистоту»? Хоть что-нибудь о злых
микробах – возбудителях заболеваний? Ни слова.
Глава «Опасные ситуации. Как поступить?». На
картинках доброжелательного вида мужчины
обращаются к детям на улице. Текст уверяет, что
подобные ситуации опасны. Спрашивается, как
поступить этим детям? Рекомендаций, разумеется,
нет. Правда, на соседней странице картинка более
понятна: сомнительного вида тип звонит в дверь,
бдительная девочка рассматривает его в дверной
глазок, а мальчик сжимает в руке телефонную
трубку. Над головой мальчика ноль и двойка в
синей рамке. При некоторой доле фантазии можно
предположить, что он звонит в милицию. Отлично! Но
как же быть тем детям на улице? В главе есть
вопросы, сформулированные таким образом, что
легко догадаться: с незнакомыми людьми опасно
общаться, их надо остерегаться. Но что это значит,
всегда ли этого достаточно?
Глава «Дорожные знаки на охране здоровья».
Ученику предлагается с помощью рисунка
определить, что означают те или иные дорожные
знаки. Если вдруг ребенок не понял символизма,
найти объяснение ему негде, в учебнике его нет.
Почти к каждой главе разделов «Мир людей» и «Будь
здоров» можно предъявить одну и ту же претензию:
в них отсутствует важная, зачастую жизненно
важная информация. Исключение составляет глава
«На пожаре», где, кроме иллюстраций и вопросов,
имеется вполне конкретная инструкция «Что ты
должен делать, если пожар все же начался».
Очевидно, автор считает пожар большей угрозой,
нежели ДТП или незнакомцы с неясными
намерениями.
Тенденция «сокрытия информации» настолько
очевидна, что в ней начинаешь угадывать
авторский замысел, некий методический прием. Ищу
подтверждение своей догадке в обращении автора к
родителям. Да, так и есть: «В учебнике вы не
найдете больших текстов, преимущественно это
вопросы и задания. Мы считаем необходимым
привить ребенку навыки познания окружающего
мира, а не давать ему сведений о нем в готовом
виде, которые он может только запомнить. Поэтому
постарайтесь организовать диалог с ним с помощью
вопросов и заданий урока. Общение – важнейший
фактор развития ума, речи, воображения,
творчества, коммуникативных качеств». Иными
словами, учебник предназначен не для того, чтобы
дать ученику знания, а для того, чтобы научить его
эти знания добывать. Откуда? От родителей,
конечно. Это именно они должны изложить ему ту
самую жизненно важную информацию, как, впрочем, и
любую другую. Учебник как бы побуждает вас
работать с ребенком. Что ж, идея замечательная,
только окажутся ли готовы родители к такой
методике?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|