УЧЕБНИКИ № 91
Загадка Есенина
Марченко А.М.
Сергей Есенин. Русская душа.
М.: АСТ-Пресс, 2005
В центре внимания известного
литературоведа Аллы Марченко – творческая
биография, наверное, самого народного из русских
поэтов XX века. Книга приурочена к 110-летию со дня
рождения Сергея Есенина. Это своеобразный
роман-исследование, где через переживания поэта
и охватившие его страсти проясняется значение
его стихов.
Автор приводит слова одной из возлюбленных
поэта, Галины Бениславской: «Удача у него так
тесно переплетена с неудачей, что невозможно
понять, насколько он неудачлив». Но, по мнению
Марченко, в детстве и юности удача сопутствовала
Есенину. Если бы не участие в его судьбе деда и
отца, давших ему приличное, по деревенским
меркам, образование (Есенин окончил учительскую
школу в Спас-Клепиках), возможно, мы бы так и не
получили еще одного великого русского поэта.
Марченко подробно разбирает многие известные
есенинские стихи и поэмы и порой приходит к
неожиданным выводам, противоречащим
академической традиции. Как подчеркивается в
книге, к природе Есенин относился как к
совершеннейшему культовому сооружению –
«терему», «храму», «собору». Он «сознательно
залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно
бы стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то
нежной, перламутровой, то глубокой, до черной
сини, дали, даже не всмотревшись в детали, в
особенности рисунка, узнавали его руку».
Важным мотивом творчества Есенина автору
видится «сверхчеловеческая воля крестьянской
России к созиданию Иноннии, иного, небывалого
мира, где все «ино», то есть ладно». Но вместе с
тем поэт уже в 1919 году «вполне отдает себе отчет в
том, что не мир, а меч принесла измученной России
революция». Переломной в отношении к Советской
власти стала поэма «Анна Снегина», где он
показал, что «власть на земле забирают в
ухватистые, но бестолковые руки бездельники и
негодяи». В последний год жизни «передел власти в
деревне в пользу “самых отвратительных громил и
шарлатанов” тревожил Есенина», в том числе и
потому, что «аналогичная ситуация начала
складываться к середине 1925 года и в литературе».
И все же, по мнению автора, «до 1925-го Есенин,
видимо, еще на что-то надеялся. Может быть, как и
многие, как те же крестьяне-труженики, “на
комиссара Ленина”. В 1925-м Есенин оглянулся
окрест и увидел, что кораблем земли управляют все
те же – “лабути”! Вот тут-то злая грусть и
обернулась смертной тоской, которая, улучив
момент – случайное стечение обстоятельств, –
затянула на его певчем горле роковую удавку…
Среди этих обстоятельств немалое значение имели
разрыв с Бениславской и неожиданная женитьба на
Толстой». Одну из причин самоубийства Есенина
Марченко видит также в том, что в трагический для
поэта момент рядом с ним не оказалось никого из
близких друзей. Поэт ожидал, что Вольф Эрлих,
прочтя переданные ему предсмертные стихи, тотчас
примчится в «Англетер», но тот прочел «До
свиданья, друг мой…» уже после того, как Есенина
вынули из петли. Кстати, первую попытку
самоубийства, из-за несчастной любви, поэт
совершил еще в 1912 году. Алла Марченко вполне
убедительно опровергает столь популярную
сегодня версию об убийстве Есенина «темными
силами». Она утверждает: «Версия об убийстве –
чистая ложь. Но что сделаешь, когда народу
хочется именно этого… Людям, которым непременно
хочется, чтобы поэта убили, ничего доказать
невозможно». И прозревает, что «за напускной
веселостью и даже развязностью Есенина… таился
сжигающий его жизнь хриплый ужас». Ведь
признавался же поэт одному из собратьев по перу,
что «чувство смерти преследует меня».
Может быть, последней ошибкой стало то, что
Есенин пытался сбежать в Ленинград? Все-таки это
был не его город. Его городом навсегда осталась
Москва, и не только кабацкая. И если литературный
Ленинград, как отмечает Марченко, «простился с
Есениным второпях и небрежно, как если бы ушел из
жизни бездомный литератор средней руки», то «в
день похорон на улицу вышла вся Москва»,
осознавшая всю безмерность утраты. О трагическом
конце Есенина хорошо сказал Николай Тихонов:
«Бедный странник знал не только скитания и песни,
серые птицы не давали ему спать, и не только
спать, они волочили свои крылья по его стихам,
путали его мысли и мешали жить… И никто никогда
не узнает, какой страшный нетопырь, залетев в его
комнату в северную длинную ночь, смел начисто и
молодой смех, и ясные глаза, и льняные кудри, и
песни…» Книга иллюстрирована редкими
фотографиями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|