Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 91 
 

Александр ЯСЕНЕВ

Осторожность как культурная норма

Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5–11 кл.:

Основы безопасности жизнедеятельности.
Терроризм и безопасность человека. 5–11 кл.:
учебно-методическое пособие / В.Н.Латчук, С.К.Миронов.
2-е изд. – М.: Дрофа, 2005. – 76, [4] c.: ил. – (Библиотека учителя)
Увы, терроризм стал частью окружающей реальности. Каковы основные правила безопасного поведения при возникновении такого рода экстремальной ситуации? Существуют ли какие-то доступные ребенку, школьнику приемы противодействия терроризму? Анализ, проведенный после трагических событий в Беслане, показал, что далеко не во всех учебниках по ОБЖ представлена эта тематика. Поэтому актуальность представляемого пособия трудно переоценить. Авторы, с одной стороны, рассказывают о навыках поведения при террористическом акте, а с другой – дают методические рекомендации по объяснению этой важной темы на уроках ОБЖ. Пособие состоит из двух разделов.
Первый раздел посвящается действиям в экстремальных и опасных ситуациях, связанных с терроризмом. В пособии содержатся правила по поведению практически при всех типах террористических угроз – при попадании под обстрел в населенном пункте, если вы стали заложником, если террористы угрожают по телефону, при получении подозрительных писем и посылок, а также при радиоактивном и химическом заражении и др. Есть полезная информация о том, каковы, например, безопасные расстояния при взрывах устройств различных типов, каковы особенности поведения и внешнего вида террориста-смертника.
Очень удачно, что к объяснению каждой ситуации прилагаются рисунки и схемы, пошагово представляющие последовательность необходимых действий, например, правила поведения при обнаружении взрывоопасного предмета: «Обнаружив подозрительную вещь в общественном транспорте, опросите пассажиров. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите об этом водителю (машинисту). Обнаружив предмет в подъезде своего дома, опросите соседей…» (С.13). К сожалению, очень часто сограждане просто ленятся, скажем, спросить, а чья это сумка одиноко стоит у двери вагона метро? Хотя в европейских странах, а также в странах с повышенной террористической опасностью такого рода предосторожность стала культурной нормой.
Или, например, «как действовать, если вы попали после взрыва в завал»: «Если есть возможность выбраться – осмотритесь, нет ли просветов, лазов, проемов. Осторожно выбирайтесь из завала, не вызывая нового обвала. Выйдете на открытое место. Зарегистрируйтесь в штабе спасательных работ» – эти рекомендации также представлены в виде схемы (с. 17–8).
Авторы дают лаконичные и вроде бы совсем простые, вместе с тем принципиально важные советы. Ведь самое главное в случае экстремальной ситуации – не растеряться.
В этом отношении очень полезна глава «Психолого-педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях». Чтобы подготовиться к опасной ситуации, авторы советуют: «1) развивать у себя установку на выживание, т.е. на готовность к спокойным и целенаправленным действиям… 2) уметь анализировать свои поступки и действия, ошибки и промахи, чтобы в будущем их не повторять; 3) развивать и укреплять свои волевые качества (уверенность, настойчивость, целеустремленность, умение противостоять трудностям и преодолевать их); 4) научиться побеждать свой страх, заставить себя спокойно рассуждать и поставить перед собой цель – выжить во что бы то ни стало».
Второй раздел пособия – своего рода мини-хрестоматия – состоит из шести приложений. Приложения 1 и 2 посвящены правовым основам борьбы с террором. Здесь помещены извлечения из ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» и из раздела IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Приложения 3 и 4 дают необходимые для соблюдения безопасности любого человека сведения о взрывчатых веществах – названия, примерный состав, как выглядят, также о взрывоопасных предметах. В приложениях 5 и 6 приводятся примеры из истории наиболее известных террористических актов и названия наиболее опасных, по мнению авторов, террористических организаций. Заметим, что список этот весьма спорный.
В качестве определения терроризма из многих возможных авторы пособия выбрали данное в ФЗ «О борьбе с терроризмом», которое никак не может сегодня прояснить природу и суть терроризма: «Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц и организаций... в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений...» (то есть получается, что дать в физиономию кому-то или бросить пакетик с майонезом в представителя власти – это теракт).
Но теоретическая непроработанность тематики не умаляет практической значимости пособия, чье появление в библиотеке учителя (и не только преподавателя ОБЖ!), несомненно, будет способствовать формированию культуры безопасности, а может быть, и спасет кому-то жизнь.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru