УЧЕБНИКИ № 91
Осторожность как культурная норма
Основы безопасности
жизнедеятельности.
Терроризм и безопасность человека. 5–11 кл.:
учебно-методическое пособие / В.Н.Латчук,
С.К.Миронов.
2-е изд. – М.: Дрофа, 2005. – 76, [4] c.: ил. – (Библиотека
учителя)
Увы, терроризм стал частью
окружающей реальности. Каковы основные правила
безопасного поведения при возникновении такого
рода экстремальной ситуации? Существуют ли
какие-то доступные ребенку, школьнику приемы
противодействия терроризму? Анализ, проведенный
после трагических событий в Беслане, показал, что
далеко не во всех учебниках по ОБЖ представлена
эта тематика. Поэтому актуальность
представляемого пособия трудно переоценить.
Авторы, с одной стороны, рассказывают о навыках
поведения при террористическом акте, а с другой
– дают методические рекомендации по объяснению
этой важной темы на уроках ОБЖ. Пособие состоит
из двух разделов.
Первый раздел посвящается действиям в
экстремальных и опасных ситуациях, связанных с
терроризмом. В пособии содержатся правила по
поведению практически при всех типах
террористических угроз – при попадании под
обстрел в населенном пункте, если вы стали
заложником, если террористы угрожают по
телефону, при получении подозрительных писем и
посылок, а также при радиоактивном и химическом
заражении и др. Есть полезная информация о том,
каковы, например, безопасные расстояния при
взрывах устройств различных типов, каковы
особенности поведения и внешнего вида
террориста-смертника.
Очень удачно, что к объяснению каждой ситуации
прилагаются рисунки и схемы, пошагово
представляющие последовательность необходимых
действий, например, правила поведения при
обнаружении взрывоопасного предмета: «Обнаружив
подозрительную вещь в общественном транспорте,
опросите пассажиров. Если хозяин не установлен,
немедленно сообщите об этом водителю (машинисту).
Обнаружив предмет в подъезде своего дома,
опросите соседей…» (С.13). К сожалению, очень часто
сограждане просто ленятся, скажем, спросить, а
чья это сумка одиноко стоит у двери вагона метро?
Хотя в европейских странах, а также в странах с
повышенной террористической опасностью такого
рода предосторожность стала культурной нормой.
Или, например, «как действовать, если вы попали
после взрыва в завал»: «Если есть возможность
выбраться – осмотритесь, нет ли просветов, лазов,
проемов. Осторожно выбирайтесь из завала, не
вызывая нового обвала. Выйдете на открытое место.
Зарегистрируйтесь в штабе спасательных работ» –
эти рекомендации также представлены в виде схемы
(с. 17–8).
Авторы дают лаконичные и вроде бы совсем простые,
вместе с тем принципиально важные советы. Ведь
самое главное в случае экстремальной ситуации –
не растеряться.
В этом отношении очень полезна глава
«Психолого-педагогические основы подготовки к
действиям в опасных и экстремальных ситуациях».
Чтобы подготовиться к опасной ситуации, авторы
советуют: «1) развивать у себя установку на
выживание, т.е. на готовность к спокойным и
целенаправленным действиям… 2) уметь
анализировать свои поступки и действия, ошибки и
промахи, чтобы в будущем их не повторять; 3)
развивать и укреплять свои волевые качества
(уверенность, настойчивость, целеустремленность,
умение противостоять трудностям и преодолевать
их); 4) научиться побеждать свой страх, заставить
себя спокойно рассуждать и поставить перед собой
цель – выжить во что бы то ни стало».
Второй раздел пособия – своего рода
мини-хрестоматия – состоит из шести приложений.
Приложения 1 и 2 посвящены правовым основам
борьбы с террором. Здесь помещены извлечения из
ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» и из раздела IX УК
РФ «Преступления против общественной
безопасности и общественного порядка».
Приложения 3 и 4 дают необходимые для соблюдения
безопасности любого человека сведения о
взрывчатых веществах – названия, примерный
состав, как выглядят, также о взрывоопасных
предметах. В приложениях 5 и 6 приводятся примеры
из истории наиболее известных террористических
актов и названия наиболее опасных, по мнению
авторов, террористических организаций. Заметим,
что список этот весьма спорный.
В качестве определения терроризма из многих
возможных авторы пособия выбрали данное в ФЗ «О
борьбе с терроризмом», которое никак не может
сегодня прояснить природу и суть терроризма:
«Терроризм – насилие или угроза его применения в
отношении физических лиц и организаций... в целях
нарушения общественной безопасности, устрашения
населения или оказания воздействия на принятие
органами власти решений...» (то есть получается,
что дать в физиономию кому-то или бросить пакетик
с майонезом в представителя власти – это теракт).
Но теоретическая непроработанность тематики не
умаляет практической значимости пособия, чье
появление в библиотеке учителя (и не только
преподавателя ОБЖ!), несомненно, будет
способствовать формированию культуры
безопасности, а может быть, и спасет кому-то
жизнь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|