Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 91 
 

Компьютер, книга и качество образования

Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMMS–2003 зафиксировало неутешительную тенденцию: по годам проведения исследования в России (1995, 1999, 2001) происходит медленное снижение получаемых результатов и по естествознанию, и по математике. Эрозию результатов – так метафорически была названа эта тенденция в исследовании TIMMS – можно частично объяснить снижением уровня материально-технической оснащенности школ. В исследовании было прослежено влияние и других образовательных ресурсов на качество образования.
Рассмотрение условий, влияющих на качество обучения, начинается с самого простого параметра – мнения администраторов об оснащенности школ, их материально-техническом состоянии. Процент признавших уровень оснащенности школ высоким крайне мал, но он растет, как растет и число тех, кто считает этот уровень средним. Процент администраторов, признавших уровень оснащенности средним, в 2003 году оказался даже несколько большим, чем в среднем по международной выборке. Вдвое уменьшилось число тех, кто полагает уровень оснащенности низким.
Необходимо особо обратить внимание на использование ИКТ в обучении. В исследовании собиралась информация о том, пользовались ли учащиеся когда-либо компьютером. Учащимся, ответившим на этот вопрос положительно, задавался также вопрос о том, где обычно они пользуются компьютером. Анализ показал, что и по математике, и по естествознанию более низкие результаты показывают восьмиклассники, никогда компьютер не использовавшие. Различий в результатах выпускников начальной школы не обнаружено. В России никогда не пользовались компьютером 21% учащихся 8 классов и 35% учеников 4 классов. Уровень использования компьютера в России существенно ниже среднего и несравнимо ниже, например, голландского. В Нидерландах доступ к компьютеру имеют 98% школьников и практически вообще нет тех, кто не использует его вовсе.
Анализ данных свидетельствует о том, что более высокие результаты и по математике, и по естествознанию демонстрируют учащиеся, имеющие возможность пользоваться компьютером дома. На результаты учащихся по математике влияет также наличие возможности использовать компьютер в школе; разницы в результатах по естествознанию восьмиклассников, использующих компьютер в школе, и восьмиклассников, не имеющих такой возможности, нет.
Около 90% российских учащихся на уроках математики и предметов естественно-научного цикла не имеют возможности использовать компьютер. В странах, показавших более высокие результаты, число таких учащихся значительно меньше – не более 60%. В странах, показавших результаты выше российских, компьютер используется для поиска информации (от 20 до 60% учителей этих стран ответили, что их учащиеся используют компьютер для этого на некоторых уроках).
Сегодня необходимо признать, что внедрение ИКТ в образование является неиспользованным ресурсом. С другой стороны, оснащение школ компьютерами идет в России достаточно активно. Свидетельствует ли полученный результат о том, что компьютеры есть, но не используются, или о том, что их физически нет, – неизвестно. Это требует дополнительной проверки.
Если же судить по ответам учителей об использовании компьютера в учебном процессе, то ситуация представляется совсем необычной для международной выборки. Данные по России существенно хуже средних данных по международной выборке (где часть стран имеет крайне низкий уровень экономического развития). ИКТ просто не присутствует в образовательном процессе. Следовательно, улучшение отзывов директоров школ о материально-технической оснащенности происходит на фоне игнорирования ими необходимости использования ИКТ! Такие сложные виды деятельности, как выполнение научных экспериментов или изучение природных явлений (можно предположить – на компьютерных моделях), вообще отсутствует. Компьютер используется только для наименее сложных процедур поиска информации и работы с дaнными.
Однако не надо считать, что именно наличие компьютера оказывает главное влияние на успешность учащихся. Оно тесно связано с социально-экономическим статусом семьи ребенка. Так, 86% восьмиклассников, имеющих дома компьютеры, – жители городов; социально-экономический статус их семей выше, чем у жителей села. Отметим, что чаще всего компьютер используется восьмиклассниками для написания докладов и рефератов (37% учащихся делают это 1–2 раза в месяц и чаще).
Важным фактом, определяющим результат обучения и характеризующим образовательную среду в семье, как показало исследование, является число книг, имеющихся у учащегося дома. Те учащиеся, у которых дома меньше чем 25 книг, показывают более низкие результаты по математике, чем те учащиеся, у которых книг больше. По естествознанию значимые различия есть и между результатами тех учащихся, у кого книг нет совсем или очень мало, и результатами тех, у кого их тоже немного, но достаточно, чтобы заполнить по крайней мере одну книжную полку (11–25 книг). Данный фактор также связан с уровнем образования родителей. Очевидно, что образование родителей и число книг дома тесно связаны с образовательными достижениями учащихся. То есть следует ожидать, что чем больше книг имеется у учащихся дома и чем больше родителей имеют высшее образование, тем выше результаты учащихся.

Однако если престиж образования явно повышается (и как следствие становится больше родителей с высшим образованием), то число книг, которыми располагают семьи школьников, постепенно падает. Так, более 200 книг в 1995 году имели семьи 26% учащихся, в 1999 году – 24%, а в 2003 году – семьи 21% учащихся. В связи с этим возникает вопрос, для ответа на который необходимо проведение дополнительных исследований: а не ослабевает ли постепенно влияние на успешность учащихся такого фактора, как число книг? И не возрастает ли влияние других факторов, например, наличие дома у учащегося компьютера или доступа в интернет. Ведь считается, что именно они постепенно вытесняют книги.
У выпускников начальной школы обнаружена более слабая связь между учебными достижениями (и по математике, и по естествознанию) и числом книг дома. Возможно, это связано с тем, что по сравнению с восьмиклассниками учащиеся начальной школы еще не так интенсивно используют домашние библиотеки.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что довольно большое число учащихся (более 20% восьмиклассников и около 30% выпускников начальной школы) практически не имеют дома книг, что значительно сказывается на их образовательных достижениях. Эти данные могут быть использованы для обоснования необходимости создания и поддержания библиотечного фонда школ и привлечения учащихся к его использованию.
Большую роль в получении высоких результатов играет общая жизненная среда, в которой живет ребенок. Ясно, что, чем больше его общий кругозор, увеличивающийся по мере роста социально-экономического статуса и образовательного ценза семьи, меры доступности информации разного рода – реальной или виртуальной, тем с большей вероятностью он справится с предложенными заданиями. И здесь следует сделать предположение. По мере развития экономики все большую роль в образовании школьников будут играть общекультурные факторы. И это, безусловно, влияет на национальную политику в области образования. Российская же школа остается прежней, концентрируясь на узкопредметном подходе. Получается, что отечественная школа, имея преимущества в области фундаментальности и научности, проигрывает в потенциале для формирования целостного мировоззрения учащихся.
Небольшой пример. В Великобритании ночное время на телевидении отведено трансляции учебных программ. Учителя могут, записав их, использовать на своих уроках. В России образовательное телевидение почти исчезло. Использование же видеофрагментов образовательного или просветительского содержания существенно расширяет возможности для обучения, особенно естественным наукам. Кроме того, такой способ расширения образовательного пространства является сегодня одним из наиболее доступных. Он в некоторой мере мог бы компенсировать социально-экономические и другие различия образовательной среды школьников. Поэтому можно сделать неутешительный прогноз, что процент учеников, показавших высокие результаты, в России будет продолжать падать.
По материалам семинара «Основные результаты международного исследования качества
математического и естественно-научного образования TIMMS-2003»
(Москва, ноябрь 2005 года)

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru