Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Надежда КОРЕШКОВА

Свой, родной и очень непослушный

Но можно ведь его все-таки как-то воспитывать, не наказывая

Фото Е.КРЫЛОВА

Подросток, пинающий своего хлипкого одноклассника в вагоне метро практически ни у кого не вызывает удивления. Раздражаться на него бессмысленно, хотя и кажется, что еще немного и они, увлекшись своей возней, заденут и тебя. «Что поделаешь, – говорим мы, – подростки агрессивны». Мы считаем это нормальным проявлением роста здорового организма, что недалеко от истины. Но так ли все однозначно, неужели никак нельзя снизить их агрессивность? Конечно, я не призываю делать это непосредственно в поезде, кто их знает… Но своих родных подростков все-таки как-то можно так воспитать, чтобы не было мучительно стыдно. Конечно, над этим бьется уже не одно поколение психологов, педагогов и родителей. «И что? – скажете вы. – Каковы результаты?» А результаты самые банальные: профилактика и пропедевтика. Короче, если на данный момент подросшее чадо уже рявкает на вас в ответ на замечание о разбросанных тут и там вещах, считайте, вы уже опоздали. Наказания? На самом деле здесь есть свои, и очень большие, подводные камни.
Неприятность первая: родители, наказывающие детей, тем самым подают лишний пример решения ситуации насилием.
14-летний Дима был мальчиком тихим, но пришел в один не очень для него прекрасный день из школы расстроенный и взвинченный – у него украли любимые кроссовки. Бабушка предложила Диме забыть об этом, а он сказал, чтобы она не лезла не в свои дела. Отец услышал, вызвал Диму «на ковер», но разговор пошел так, что отец не сдержался и больно стукнул сына по спине. На следующий день Дима пришел в школу сам не свой, одноклассник попросил у него линейку, а он в ответ пихнул мальчика так, что у того вскочила шишка.
Неприятность вторая: дети, которых слишком часто наказывают, начнут избегать родителей или оказывать посильное сопротивление.
Лена в свои 13 лет любила красиво одеваться и ярко красилась. Мама не раз ей говорила о чрезмерности макияжа, но девочка только молчала и обещала в следующий раз краситься поменьше. Однажды она собиралась на школьную дискотеку, и мама решила вмешаться. Лена раскричалась, тогда мама вообще запретила идти на дискотеку. Девочка заперлась в своей комнате и неделю не разговаривала с родными, выходя из комнаты только чтобы поесть.
Неприятность третья: если наказания сами по себе слишком сильно влияют на личность ребенка, например, возбуждают или расстраивают, он может так на этом «зациклиться», что сама по себе причина родительской реакции просто не отпечатается в его памяти. Инцидент вроде бы исчерпан, а для ребенка он остается все такой же реальностью.
Неприятность четвертая: часто случается, что дети, которых все-таки удалось сломить, заставить вести себя подобающим образом, останутся таковыми только до тех пор, пока родители будут за ними наблюдать. И внешние проявления нежелательного поведения скорее всего станут более-менее приемлемыми, а вот внутренние, глубоко личные, подавляемые переживания останутся скрытыми и, вполне вероятно, выльются во что-то менее приятное, чем грубо сказанное слово. Общих рецептов, конечно, нет, но кое-что определенно сказать можно: наказывая, разъясняйте, мотивируйте свое поведение. Причем делать это лучше всего ровным, спокойным, холодным тоном. Нет ничего хуже затаенной обиды за, как кажется подростку, несправедливое наказание. Ведь слово куда действеннее, чем ремень.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru