ИСТОРИЯ ДЕТСТВА: ВЕК XX
Джордж Бернард ШОУ (George Bernard SHAW) (26.07.1856 –
2.11.1950), знаменитый английский драматург
ирландского происхождения, лауреат Нобелевской
премии (1925), блестящий музыкальный и литературный
критик («лучший музыкальный критик всех времен»
согласно характеристике, данной поэтом У.Оденом),
философ-эссеист, непревзойденный оратор, мастер
мыслительных парадоксов, автор более чем
пятидесяти пьес, переведенных на множество
языков и до сих пор пользующихся в мире огромной
популярностью, сравнимой разве что с
популярностью пьес Шекспира (одно только
свидетельство: 70 процентов спектаклей,
игравшихся в Лондонском королевском театре в
1904–1907 годах, были спектаклями, поставленными по
пьесам Шоу!).
Впрочем, не только это обстоятельство сближает
Шоу с Шекспиром.
Как и его великий предшественник, Джордж Бернард
Шоу обладал необычайно тонким и развитым
чувством юмора, фантастически богатым языком и
поистине неисчерпаемой эрудицией в самых разных
областях человеческой культуры.
А еще, как и Шекспир, Шоу был самоучкой: все его
формальное образование сводилось к нескольким
классам так и не законченной школы, что ничуть не
мешало ему считаться одним из образованнейших
людей своей эпохи.
Блестящий оратор, Шоу никогда не отказывал себе в
удовольствии мыслить вслух, с легкостью вызывая
состояние восторга у одних и яростное
сопротивление у других своих слушателей.
Г.К.Честертон так охарактеризовал уникальный
полемический стиль Шоу: «Человеку, вступившему в
спор с Бернардом Шоу, может показаться, что у того
десять лиц. Так человеку, скрестившему шпагу с
блестящим дуэлянтом, может показаться, что у него
десять клинков…» Но притом и самые непримиримые
противники Шоу были вынуждены признавать, что «в
жизни это был один из самых человечных на свете
людей».
Первую свою пьесу Джордж Бернард Шоу написал уже
в достаточно зрелом, тридцатишестилетнем
возрасте (до той поры зарабатывая на жизнь
статьями о музыке и театре в различных
лондонских газетах и журналах), а всего на
протяжении жизни он создал свыше 50 пьес, многие
из которых удивительным образом соединяли
подчеркнутую (часто эксцентрическую)
комедийность формы с глубоко философским
содержанием. К числу самых знаменитых пьес Шоу
относятся «Ученик дьявола» (1897), «Человек и
сверхчеловек» (1903), «Пигмалион» (1913), «Дом, где
разбиваются сердца» (1919), «Святая Жанна» (1923).
Среди философско-публицистических работ
социалиста Шоу особое место занимает книга,
опубликованная в 1928 году: «Руководство по
социализму и капитализму для интеллигентной
женщины».
Право на побег
«Недоучка» – так Бернард Шоу назвал
одну из глав своих автобиографических заметок, в
которой он рассказывает о своих школьных годах.
Это презрительное «недоучка» Бернард Шоу
нередко слышал в свой адрес на протяжении жизни
от тех, для кого качество образования
определяется в первую очередь качеством
подтверждающего это образование документа.
Шоу был явно из другой компании – из компании
«великих недоучек», составивших славу и гордость
человеческой культуры.
Из компании Уильяма Шекспира и Льва Толстого,
Марка Твена и Джека Лондона, Максима Горького, по
приглашению которого, кстати, он посетил
Советский Союз в 1931 году, и… Иосифа Бродского –
при том, что Бродскому в год смерти великого
англичанина было всего десять лет, а школа, в
которой учился Бродский, была на первый взгляд
совсем другой школой… Бернард Шоу бросает
школьную учебу в возрасте 15 лет, в 1869 году (другой
великий недоучка – Лев Толстой как раз в это
время заканчивает четвертый том эпопеи «Война и
мир»), по причине полной внутренней
несовместимости с распорядком школьной жизни.
Иосиф Бродский бросает учебу в школе тоже в
возрасте 15 лет, но в 1955 году, однако причина та же:
исчерпываются силы, позволяющие ему «слушать
школьную ахинею».
Воистину «единственный урок, который можно
извлечь из истории, состоит в том, что люди не
извлекают из истории никаких уроков…».
Конечно, кто-то может возразить: школа и
придумана, чтобы давать знание «для всех». И что
оригинальное мышление все равно пробьет себе
дорогу через торосы школьных знаний. И что такова
жизнь, а человек должен иметь разный социальный
опыт, и в том числе опыт встречи с бессмысленным
учением… И что можно назвать немало умных,
талантливых людей, которым было не менее тошно в
школе, но они же терпели! Терпели пустую трату
времени и даже извлекали из этого пользу… Они,
конечно, ругали школу, но заодно воспитывали в
себе волю и характер, а не искали вольных лугов
подобно Бернарду Шоу или Иосифу Бродскому… И
ведь и вправду воспитали! И талант свой, заметьте,
не растеряли, а сохранили.
Все так. Но отчего так неуютно в этой
рационально-убедительной философии?
Может быть, потому, что слишком непродолжительна
наша жизнь, чтобы с легкостью жертвовать годами
на воспитание в себе навыка «быть философом в
тюрьме»?
«Я прихожу в бешенство от одной мысли о том,
сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в
школу» – эти совершенно удивительная,
невероятно честная и точная фраза Бернарда Шоу
обнажает суть той подмены, на которой строится
идеология всей современной школы.
Чем более старательно мы вкладываем в ребенка то,
что по каким-то причинам считаем самым-самым для
него важным, тем с большей неизбежностью
отнимаем у него право на собственный ритм
образовательного диалога с миром. И любые наши
рассуждения про индивидуальные образовательные
траектории – это чистой воды обман, если само
содержание образования не определяется при этом
детской потребностью.
И как раз в этом отношении современная школа
ровным счетом ничем не отличается от школы, в
которой Бернард Шоу учился почти 150 лет назад.
Да, в современной школе уже не бьют ребенка
тростью по ладони за сделанную ошибку, а школьный
директор вступает в контакт с учеником отнюдь не
в связи с необходимостью телесной экзекуции. Но
по-прежнему учебный процесс определяется не
интересами ребенка, а содержанием школьных
программ.
Мы очень любим рассуждать о том, что школа должна
дать ребенку: знания, умения, компетенции – бог
весть что еще. Но даем ли мы себе труд задуматься
о том, что при этом школа отнимает у ребенка?
И стоит ли то, что приобретается в результате
десяти лет пребывания в школе, этих жертв?
Возможно, в этом и состоит главный вопрос
образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|