НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Школа: электронная версия
Между требованиями времени и
требованиями отчетности
Совсем недавно мы писали о том, как
информационно-коммуникационные технологии
изменяют педагогическую составляющую школьной
среды. Однако школа – это не только педагогика,
но и административная, управленческая работа.
Особенно она активизируется в начале и в конце
года, четверти, полугодия. Учителя, директора,
завучи трудолюбиво исписывают тонны бумаги. Так
может, компьютерные технологии снимут с них
большую часть этой механической работы?
Правда те, кто знает систему образования изнутри,
ответят на этот вопрос скорее отрицательно, ибо
большинство нововведений в школе почему-то
приносит только дополнительную нагрузку детям и
педагогам...
Мы решили выяснить, как обстоят на сегодня дела с
документацией в школе и какие перспективы сулит
компьютеризация в этой сфере.
Чтобы представить себе картину
вхождения в административно-компьютерный режим,
мы обратились за помощью к коллегам из
московской школы № 497, которая в этом году
занимается тестированием одной из новых
электронных систем, и побеседовали с
администраторами нескольких школ из разных
регионов.
Энтузиасты и их жертвы
Школа начинает вести ту или иную
документацию, составлять отчеты в электронном
виде по разным причинам. Прежде всего она
сталкивается с такой необходимостью по
требованию вышестоящих управленцев. Некоторые
школы становятся партнерами компьютерных фирм и
обкатывают вновь создаваемые программы. Они
становятся экспериментальными площадками, на
примере которых можно оценить плюсы и минусы
внедрения электронной системы ведения
документации, которая рано или поздно придет в
каждую школу.
В апробировании программы участвует вся школа,
значит, учителям тоже приходится заполнять
отчеты классного руководителя, классный журнал,
личные дела в электронном формате. Помимо
бумажного. И это один из главных минусов.
Особенно для тех учителей, кто и бумаги-то
заполняет скрепя сердце. А уж повторить то же
самое, да еще в электронной таблице, – совсем
нерадостная перспектива. И главное, угнетает
своей нерациональностью.
Расписание, учебный план, личное дело...
Конечно, удобно, когда в школе работает
налаженная компьютерная система, охватывающая
все области административной деятельности. В
любой момент пользователь может получить доступ
к журналам, расписанию – на год, четверть, неделю,
день; к личным делам учеников и сотрудников; к
учебному плану. Можно посмотреть
посещаемость-успеваемость; динамику
успеваемости класса, параллели, отдельного
ученика. Разумеется, уровень доступа у разных
пользователей разный. Например, ученик, войдя в
систему, может посмотреть только данные о себе.
Если ребенок болеет, он может через интернет
узнать задание с того урока, который пропустил,
выполнить его и отправить учителю. На сервере
предусмотрены ученические портфолио и личные
странички – ребенок сам решает, кто сможет их
посещать. К счастью, разработчики предусмотрели
хотя бы этот уровень конфиденциальности.
В остальном же школьник живет как под стеклянным
колпаком: у родителей есть возможность в любой
момент узнать о своем ребенке все, по крайней
мере с формальной точки зрения. Впрочем, надо
отдать должное родителям учеников 497-й школы: по
словам Татьяны Викторовны Старостиной,
заместителя директора по учебно-воспитательной
работе, только по две-три семьи из класса
захотели воспользоваться предоставленной
возможностью.
С одной стороны, сбывается мечта многих взрослых.
Благодаря тотальному контролю обо всех двойках и
прогулах можно узнать по горячим следам. С другой
– ребенок лишается той запретной и укромной от
взрослых части жизни, в которой – да! – можно
было вырвать страницу из дневника, подделать
подпись родителей или «забыть» дневник. Вместе с
тем он лишается и чувства ответственности. Ведь
тот, за кем тотально следят, в первую очередь
расстается с ответственностью. Одно дело, когда о
твоей двойке не знают родители. Тогда ее нужно
всеми силами исправлять. Зато если ты уже получил
за нее взбучку, можно спокойно жить дальше.
А угрожающие точки в журнале напротив твоей
фамилии, которые вынуждали хотя бы два-три раза
за четверть взяться за ум… А стилизованные
единицы, которые непременно нужно было исправить
на «четверку»… Компьютер не ведает этих
простодушных хитростей. Впрочем, это уже
территория педагогики. Кстати, на вопрос, как
скоро ученики взломают эту систему, протестуя
против тотального контроля, Игорь Владимирович
Щиглов, преподаватель информатики 497-й школы,
сначала говорил о надежной защите, о том, что
скорее можно взломать школьный сервер… А потом
рассмеялся и сказал: «Пытались уже, не
получилось. Но если взломают, прекрасно! Значит,
мы хорошо их научили».
Зачем нам это надо?
Если же вернуться к компьютеризации
школы, энтузиасты ее отмечают, что их
коллеги-предметники часто осваивают ИКТ лишь под
нажимом администрации. Зато потом охотно и умело
используют цифровые технологии во всех областях
своей деятельности.
Рассказывает Ильяс Халилович Касимов,
заместитель директора по УР и ИКТ школы № 3 г.
Глазова Удмуртской Республики: «Учителей нашей
школы можно условно разделить на три группы – по
тому, как они относились к нововведениям. Первая
– учителя, которые поняли, приняли и
поддерживают новшества и даже помогают. Вторая –
учителя, которые все понимают, делают, но не
стремятся использовать ИКТ самостоятельно. И
третья – учителя, которые негативно относятся.
Иной раз можно услышать: «А зачем это надо?».
Поэтому моя задача состоит в том, чтобы на
конкретных примерах, опыте показать
преимущества использования ИКТ в повседневной
работе. Я думаю, что эта проблема актуальна и в
других школах».
«Работайте-работайте», или Великая
иллюзия
В масштабной компьютеризации школы
смущает еще вот что: большие возможности
порождают большие соблазны.
– Если введут электронную отчетность, – говорит
директор школы из Московской области, – нагрузка
увеличится. Я давно работаю директором и вижу,
что количество бумаг растет с каждым годом. А
бывая в управлении, убеждаюсь: министерство с них
требует огромное количество самых разных данных
и отчетов. Если школа окажется в прямой
досягаемости, на нас свалится то же самое.
Школа всегда славилась непомерной отчетностью.
Вероятно, оттого, что результаты педагогического
труда подчас зыбки, чаще всего отсрочены. Их
трудно измерить и посчитать. И чем
профессиональнее, совершеннее работа педагога,
тем меньше она поддается учету и контролю. А
отметки, единственное, что можно сложить,
поделить, помножить на коэффициент, ставят сами
учителя.
Это раздражает. Тех, кто, собственно, и поставлен
руководить и контролировать. Вот они и требуют
все больше и больше цифр, отчетов, статистических
данных. А школа все пишет их: мол,
работаем-работаем, не сомневайтесь.
Информационные же технологии могут придать
этому процессу поистине богатырский размах. Но
не потеряется ли содержание в избыточности
формы? В одной из программ можно, например,
увидеть средний балл класса и сравнить с ним
средний балл каждого ученика. Это зачем?
Но если можно вычислить среднюю температуру по
больнице, ею непременно кто-нибудь
заинтересуется. Почему бы ее не зафиксировать и
не подшить в папку? Один из завучей рассказывал о
том, какие данные требует (вернее, каких только не
требует) с них местное управление. И предварил
рассказ эпической репликой: «Был у нас
методкабинет из четырех методистов, а сейчас у
них четырехэтажное здание…» Самое печальное,
что требования спускают не с одного вышестоящего
уровня, а с нескольких.
Хуже всего, если перенести данные из одной базы в
другую нельзя. Потратили кучу времени, заполняя
данные по всеобучу, сдали. А потом приходит
требование сдать по ЕГЭ. Логично было бы взять и
перенести нужные сведения из всеобуча. Но не
тут-то было: набирать пришлось заново.
А высоким начальникам всего-то и нужно было, что
заказать разработчикам совместимые программы.
Только зачем: все равно ведь школы отчитались.
На другом уровне тоже потребовали несколько баз
данных. «В распечатанном виде?» – спрашиваю. «Что
вы, – машет рукой завуч, – там такие таблицы, на А4
не распечатаешь. И «простыня» получится размером
с класс. На дискетах сдаем».
Замечательная вещь – компьютер. Но как его
использовать, все равно решают люди.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|