Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Первая тетрадь. Политика образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

PISA в свете северного сияния
Для Норвегии международные исследования становятся направляющим фактором образовательной политики

На конференцию в РАО с докладом об использовании в норвежском образовании результатов исследований PISA и TIMSS прилетела из Осло национальный координатор исследований PISA в Норвегии Марит Кьэрнсли.
По данным PISA, норвежские школьники показывают не самые лучшие результаты в естествознании, чтении и математике. Сравнить их с достижениями соседей легко: для этого существует суммированный отчет североевропейских стран (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия), называющийся «PISA в свете северного сияния».

– Марит, вы рассказали, что по результатам исследований PISA и TIMSS рабочая группа составляет подробный отчет. Каков в Норвегии статус этого отчета? Обязаны ли органы власти учитывать его, принимая административные решения?
– У нас сейчас сменилось руководство. Прежний министр образования живо интересовалась результатами исследования PISA, вызывала нашу группу, чтобы вместе обсудить различные аспекты. По результатам доклада норвежское министерство образования и школьные администрации на всех уровнях приняли меры. Как будет проходить работа с новым министром, мы пока не знаем.
– Как отреагировали норвежские учителя на оглашение результатов исследования PISA, показавшего, что школьники из Норвегии слабо подготовлены по математике?
– Вначале – напряженно. В стране прошли широкие общественные и профессиональные дискуссии. Много внимания было уделено проблемам взаимодействия ученика и учителя в классе. И выяснилось, что авторитет среднего норвежского учителя математики среди детей низок. С этим учителя не могли не согласиться. После обсуждения, которое проходило как в средствах массовой информации, так и в специализированных изданиях для учителей, участники пришли к выводу, что необходимо принять ряд мер в интересах самих же учителей.
– В Норвегии идут постоянные разговоры о повышении авторитета учителя. Разве это как-то связано с низкими результатами исследования PISA по математике?
– Да, существует непосредственная связь. Сегодня атмосфера в норвежском классе гораздо хуже, чем в других североевропейских странах: дети шумят, дисциплина слабая. Хотя в целом – судя по нашим исследованиям – норвежские школьники любят свои школы. Но безответственная школьная атмосфера серьезно сказывается на результатах. Мы видели, что дети не доверяли своим учителям математики: они не раз убеждались, что те сами слабо подготовлены к решению определенных задач. Возможно, когда-то мы в Норвегии допустили ошибку, введя в школах страны работу по проектному методу. Использование проектного метода очень полезно для обучения, но большинство преподавателей оказались просто к нему не готовы. Для руководства проектами у педагогов должна быть более высокая квалификация.
– Какие меры были приняты?
– Мы разработали национальный план повышения квалификации преподавателей математики, чтения и естествознания. Проводится переработка школьных программ. Соответственно повысились требования к магистерским работам в педагогических колледжах и к отбору абитуриентов на математических факультетах педагогических колледжей. До этого вступительные требования в норвежских педколледжах были низкими: практически кто угодно мог прийти учиться на учителя математики. Сегодня в стране уделяется больше внимания дополнительному образованию учителей. Издатели учебников были ознакомлены с результатами отчета по PISA и внесли соответствующие изменения в выпускаемые книги.
– Сколько школьных учебников по каждому предмету может выбрать норвежский учитель?
– Не более двух-четырех учебников по каждому предмету. Мы считаем, что этого вполне достаточно. Учебник обычно выбирает директор школы.
– Марит, вам в Норвегии, должно быть, постоянно задают вопрос: почему учащиеся из Финляндии и Норвегии показывают такие разные результаты по исследованию PISA? Речь идет о двух маленьких северных страна с хорошим финансированием школ, с похожими системами образования. А результаты разные. Финляндия – всегда первая, а Норвегия – в середине рейтинга. Почему?
– Различие между норвежским и финским образованием заключается в том, что в Финляндии лучшие выпускники школ сами стремятся стать учителями. В Норвегии нам еще предстоит сделать профессию учителя престижной.

Светлана КИРИЛЛОВА


Сегодня в Норвегии живут четыре с половиной миллиона человек. Реформы школьного образования в этой северной стране идут уже 10 лет. Раньше норвежцы начинали свое образование с 7-летнего возраста, недавно в школу начали принимать с шести лет. Введено преподавание по проектному методу. Многие руководители школ недовольны: учителя не справляются
с возложенными на них обязанностями. Некоторые хотели бы найти баланс между прежней, консервативной, и современной, модернизированной, системой образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru