КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
PISA в свете северного сияния
Для Норвегии международные исследования
становятся направляющим фактором
образовательной политики
На конференцию в РАО с докладом об
использовании в норвежском образовании
результатов исследований PISA и TIMSS прилетела из
Осло национальный координатор исследований PISA в
Норвегии Марит Кьэрнсли.
По данным PISA, норвежские школьники показывают не
самые лучшие результаты в естествознании, чтении
и математике. Сравнить их с достижениями соседей
легко: для этого существует суммированный отчет
североевропейских стран (Норвегия, Швеция, Дания,
Финляндия), называющийся «PISA в свете северного
сияния».
– Марит, вы рассказали, что по результатам
исследований PISA и TIMSS рабочая группа составляет
подробный отчет. Каков в Норвегии статус этого
отчета? Обязаны ли органы власти учитывать его,
принимая административные решения?
– У нас сейчас сменилось руководство. Прежний
министр образования живо интересовалась
результатами исследования PISA, вызывала нашу
группу, чтобы вместе обсудить различные аспекты.
По результатам доклада норвежское министерство
образования и школьные администрации на всех
уровнях приняли меры. Как будет проходить работа
с новым министром, мы пока не знаем.
– Как отреагировали норвежские учителя на
оглашение результатов исследования PISA,
показавшего, что школьники из Норвегии слабо
подготовлены по математике?
– Вначале – напряженно. В стране прошли широкие
общественные и профессиональные дискуссии.
Много внимания было уделено проблемам
взаимодействия ученика и учителя в классе. И
выяснилось, что авторитет среднего норвежского
учителя математики среди детей низок. С этим
учителя не могли не согласиться. После
обсуждения, которое проходило как в средствах
массовой информации, так и в специализированных
изданиях для учителей, участники пришли к выводу,
что необходимо принять ряд мер в интересах самих
же учителей.
– В Норвегии идут постоянные разговоры о
повышении авторитета учителя. Разве это как-то
связано с низкими результатами исследования PISA
по математике?
– Да, существует непосредственная связь. Сегодня
атмосфера в норвежском классе гораздо хуже, чем в
других североевропейских странах: дети шумят,
дисциплина слабая. Хотя в целом – судя по нашим
исследованиям – норвежские школьники любят свои
школы. Но безответственная школьная атмосфера
серьезно сказывается на результатах. Мы видели,
что дети не доверяли своим учителям математики:
они не раз убеждались, что те сами слабо
подготовлены к решению определенных задач.
Возможно, когда-то мы в Норвегии допустили
ошибку, введя в школах страны работу по
проектному методу. Использование проектного
метода очень полезно для обучения, но
большинство преподавателей оказались просто к
нему не готовы. Для руководства проектами у
педагогов должна быть более высокая
квалификация.
– Какие меры были приняты?
– Мы разработали национальный план повышения
квалификации преподавателей математики, чтения
и естествознания. Проводится переработка
школьных программ. Соответственно повысились
требования к магистерским работам в
педагогических колледжах и к отбору
абитуриентов на математических факультетах
педагогических колледжей. До этого
вступительные требования в норвежских
педколледжах были низкими: практически кто
угодно мог прийти учиться на учителя математики.
Сегодня в стране уделяется больше внимания
дополнительному образованию учителей. Издатели
учебников были ознакомлены с результатами
отчета по PISA и внесли соответствующие изменения
в выпускаемые книги.
– Сколько школьных учебников по каждому
предмету может выбрать норвежский учитель?
– Не более двух-четырех учебников по каждому
предмету. Мы считаем, что этого вполне
достаточно. Учебник обычно выбирает директор
школы.
– Марит, вам в Норвегии, должно быть, постоянно
задают вопрос: почему учащиеся из Финляндии и
Норвегии показывают такие разные результаты по
исследованию PISA? Речь идет о двух маленьких
северных страна с хорошим финансированием школ,
с похожими системами образования. А результаты
разные. Финляндия – всегда первая, а Норвегия – в
середине рейтинга. Почему?
– Различие между норвежским и финским
образованием заключается в том, что в Финляндии
лучшие выпускники школ сами стремятся стать
учителями. В Норвегии нам еще предстоит сделать
профессию учителя престижной.
Светлана КИРИЛЛОВА
Сегодня в Норвегии живут четыре с половиной
миллиона человек. Реформы школьного образования
в этой северной стране идут уже 10 лет. Раньше
норвежцы начинали свое образование с 7-летнего
возраста, недавно в школу начали принимать с
шести лет. Введено преподавание по проектному
методу. Многие руководители школ недовольны:
учителя не справляются
с возложенными на них обязанностями. Некоторые
хотели бы найти баланс между прежней,
консервативной, и современной,
модернизированной, системой образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|