КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Финал, сокрытый “Полумглой”
Фильм, вызвавший споры. Увидит ли он
экран?
Прежде чем начать разговор о фильме
«Полумгла», снятом по сценарию Игоря Болгарина и
Виктора Смирнова «И снегом землю замело»,
придется отчасти пересказать его содержание.
Дело в том, что авторы сценария возражают против
выпуска картины в прокат. И пообещали найти
управу на продюсеров и режиссера, снявшего
картину, и сделать все, чтобы она не вышла на
экраны или был бы переснят финал.
В таком случае, может, стоит подождать, когда вся
эта история закончится? Какой смысл рассуждать о
фильме, который того и гляди ляжет на полку?
Во-первых, полки, к счастью, пока нет. Во-вторых,
разрешительного удостоверения не требуется для
участия в фестивалях. «Полумгла» уже получила
несколько премий жюри, а в Выборге – и приз
зрительских симпатий. Наконец, вряд ли упустит
свое рынок, в том числе (в первую очередь)
пиратский. И тут у маститых драматургов не будет
никаких преимуществ перед
режиссером-дебютантом. Впрочем, один
аргумент-козырь у сценаристов имеется: нарушение
авторских прав. А может, и не имеется. Иначе они
подали бы в суд, а не искали поддержки в других
инстанциях. Кроме того, мало, наверное, в истории
кино фильмов, сделанных точно по написанному.
Евгений Габрилович, один из самых известных и
уважаемых сценаристов, говорил, что никогда не
смотрит материал в процессе работы и не
предъявляет претензий режиссеру, когда фильм
готов, потому что он, фильм, в неменьшей степени
принадлежит уже и режиссеру. Бывает иначе:
сценарист принимает участие на всех этапах
создания картины. Но и при таком плотном
сотрудничестве результат – кинофильм –
существенно отличается от первоначального
задания – литературного сценария.
Игорь Болгарин и Виктор Смирнов обвиняют Артема
Антонова, а также продюсеров в очернении
Советской Армии, в том, что они позволяют себе
довести экранную историю до страшного по своей
ничем не оправданной жестокости финала.
Вот и оказывается, что без пересказа не обойтись.
Не то чтобы в целях защиты съемочной группы от
возмущенных кинематографистов-литераторов, а
для выяснения обстоятельств. Один из важных
моментов – сценарий «Полумгла» уже высоко
оценен специалистами и осознанно выбран молодым
режиссером для первой полнометражной
постановки.
Итак. Война еще идет на нашей территории, но
окончательный перелом уже совершился. Время
действия – зима 44-го года. Место действия –
русская северная деревня. Называется она
Полумгла.
Герой Советского Союза двадцатидвухлетний
лейтенант Анохин изранен и искалечен. По всем
показателям положена ему отправка домой:
отвоевался. Но он бежит из госпиталя и предстает
перед начальником, определяющим, кому на фронт,
кому в тыл, почти как Мересьев, только что
польку-бабочку не танцует. И вроде бы добивается,
что его оставляют в армии. Гриша ненавидит
фашистов до неистовства. А дают ему в подчинение
команду пленных немцев и приказ в этой самой
Полумгле строить сигнальную вышку для самолетов,
летающих на боевые задания. В помощь Грише
назначают сержанта Чумаченко, который заботится
о молодом мятущемся командире, становится при
нем вроде как Савельич при Петруше Гриневе.
В Полумгле, понятно, одни бабы и старик, прошедший
несколько войн и давно переступивший порог
годности к исполнению воинского долга. Полумгла,
узнав, что за команда сюда направляется, в прямом
смысле слова ощетинивается. Бабы группируются в
боевой порядок, вооружившись дубьем и кольем.
Нетрудно догадаться, что будет, чего не может не
быть дальше. Общее дело, общая жизнь постепенно,
мало-помалу сближает измученных людей,
смягчаются нравы, отношения теплеют, нарушается
распоряжение о непременном размещении пленных в
казарме, вспыхивает и любовь.
Заметим, все показано почти в точности, как было
рассказано, с некоторыми купюрами, но сценарий
практически всегда бывает с запасом.
Дальше тоже по сценарию. Отряду, естественно,
придана рация со связистом. Так вот: доброго,
разумного, преданного Анохину Чумаченко терзает
черная дума. Не вмещается в его понятие, как это
Анохин допускает послабления – и он пишет донос,
нелегко ему дается такое решение, но дается.
Связист бумагу берет, но отправлять сообщение не
спешит, рация, говорит, барахлит, плохо слышно.
Потом, когда в Полумгле появятся на танке свои,
донос обнаружится. Угадывается финал? Но это лишь
одна из авторских подсказок. Пусть так и
останется.
Есть и вторая. Пожалуй, более акцентированная. И
пленные, и наши посланы в тяжелейшие условия – ни
еды, ни одежды. Как, предполагалось, они выживут?
Время от времени Анохина по рации спрашивают
насчет убыли вверенного ему контингента и
удивляются, что все живы. На других объектах,
оказывается, почти уж никого не осталось. Наконец
выясняется, что построенная вышка не нужна. Куда
девать пленных? Их-то никак не рассчитывали
застать живыми.
В сценарии, после того, что было так ловко
скроено, благостный финал пришит белыми нитками.
Красавица-вышка, сытые немцы и огорченные их
уходом бабы. Вот и все. Плюс – в заключительных
словах от автора – грусть о прошедшем, которого,
может, и не было вовсе.
Финал сценария, честно говоря, не подготовлен
ничем. Желающие в этом убедиться, легко найдут
«Полумглу» И.Болгарина и В.Смирнова в интернете.
История в фильме доводится до логического конца.
Прибывший офицер решает задачу об убыли просто и
быстро. Следует доказать, что убыль должна быть –
она будет.
А.Антонов, похоже, лучше и точнее понял авторов,
чем они сами. Вероятно, оно и неудивительно.
Дебютант – не почетное звание. Оценивают дебюты
только на конкурсах, где есть соответствующая
номинация. Бывает интересно специально обсудить
дебюты, приглядеться к новым лицам, запомнить
новые имена, если, конечно, заметен смысл в
запоминании. А зрителям какая разница? Они платят
деньги и тратят время независимо от того, сколько
опыта накоплено и вложено в предлагаемый фильм.
Важно лишь то, что он вызывает – сострадание,
сочувствие, смех, слезы. «Полумгла» Артема
Антонова вызывает.
Вера ИВАНОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|