ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Семью здесь не признают
Может ли и должна ли школа готовить
молодежь к семейной жизни?
Современная российская школа этим не
занимается. Но, может быть, и не надо? В Советском
Союзе двадцать лет назад был введен школьный
курс “Этика и психология семейной жизни”,
программа которого включала такие разделы, как
“Особенности межличностных отношений в
юношеском возрасте”, “Брак и семья”, “Основы
семейных отношений”, “Семья и дети”. Но в начале
90-х годов этот курс исчез из программы, не
выполнив возлагавшихся на него надежд и не
оставив по себе воспоминаний.
В Европе курсы подготовки учащихся к семейной
жизни давно и прочно входят в школьную программу.
В Швеции, например, – с 1942 года, в Чехословакии –
с 1960-го “Принципы отцовства и материнства”, в
Японии курс “Подготовка к семейной жизни”
начинается уже в младших классах, а в Польше с 1973
года спецкурс “Приспособление к жизни в семье”
знакомит подростков с законами о семье, моделями
и идеалами любви, психологией деторождения и
принципами контрацепции.
Ульяновская исследовательница Н.Ю.Шлейкова
отметила такой парадокс: на Западе желание
родителей, чтобы молодежь получала в школе
знания о психологии семейных отношений,
родительстве, деторождении, беременности и
контрацепции, было столь велико и настоятельно,
что правительства разных стран приняли меры для
решения этой проблемы и ввели в школе
специальные занятия. У нас наоборот – столь же
велико оказалось нежелание родителей, поэтому
все попытки ввести в школу уроки семейной жизни с
элементами сексуального воспитания провалились
раз за разом.
“Современная подготовка молодежи к семейной
жизни сталкивается с рядом трудностей, которые
переживает сегодня образовательная система в
целом: низкая практическая ориентированность
учебного процесса, неподготовленность учителей
к работе в этом направлении, отсутствие
программно-методического обеспечения по
семейному воспитанию, несоответствие учебных
программ требованиям времени”, – считает
Шлейкова.
Большинство родителей занимают позицию
избегания и уклонения: они не хотят, чтобы школа
рассказывала ребенку о семейной психологии,
родительстве и психосексуальном развитии, но и
сами с этим не справляются. В итоге подростки
брошены на произвол не лучших образцов массовой
культуры, создающей искаженный образ семьи,
родительской роли и сексуальной жизни человека.
Возникает убеждение, что современные подростки и
так узнают слишком много и очень рано об
отношениях мужчины и женщины. Но это вредная
иллюзия: им просто неоткуда черпать правдивые
сведения, а невежество оказывается просто
опасно, потому что приводит, с одной стороны, к
заболеваниям, психологическим травмам,
элементарному неумению строить отношения, а с
другой – к завышенным романтическим ожиданиям,
которые разбиваются о суровую реальность
любовных будней.
Шлейкова убеждена: именно в школе должны
закладываться основы, так необходимые в будущей
семейной жизни. Почему в школе? Да потому, что
только школа способна объективно оценить и
скорректировать противоречия между
требованиями общества к будущим отцам и матерям
и представлениями молодежи об их предстоящей
любовной и семейной жизни.
Но настоящей, практической и психологической,
подготовки молодежи к семейной жизни в нашей
школе, увы, не предвидится. Во всяком случае до
тех пор, пока не изменится негативный настрой
родителей.
Елена ИВАНИЦКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|