ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Порядок ради порядка
Когда верить не во что и некому
Зададимся простым вопросом: почему этим
людям так хочется растворить окружающих, и
прежде всего себя, в репрессивной системе? Для
борьбы с кем или чем должен создаваться
«порядок»? Кто враг? Америка? Вряд ли. К ней они
испытывают сильнейшие, хотя и смешанные чувства
– ненависть и восхищение имперской силой и так
далее. Чеченцы? Не тот уровень. Исламисты?
Пожалуй, только вот для многих из наших героев
«Хизбалла» или Усама бен Ладен – объекты
восхищения и восторга. Евреи? Цветные, наркоманы,
гомосексуалисты?
Нет, цель у воспевающих «порядок» решительно
отсутствует, потому и можно предположить, что ею
является сам порядок.
Но не происходит ли на наших глазах подмена,
когда собственные проблемы экстраполируют на
окружающий мир? Когда в лечение частной
социопсихологической травмы хотят втянуть
множество людей? Какого же характера эта травма?
Всем им около 30 лет. Подавляющее большинство –
активные участники журнально-газетной столичной
жизни 90-х, пусть не на первых и даже не на вторых
ролях, но все-таки. Почти у всех «прозрение»
пришлось на путинскую эпоху, закрывшую
лихорадочные и пестрые 90-е. Значит, им было около
20 в 1993-м. 18 – в 1991-м. 13 – в 1986-м.
Это многое объясняет. Детство их прошло в
относительно стабильную и даже «благополучную»
эпоху; я уверен, что выросли они не в самых плохих
советских семьях. Юность уже совпала с крахом
империи и воспаленностью перестройки, а
молодость пришлась на удивительно беспокойное и
циничное время, в котором они, конечно, не
бедствовали, играя вполне по правилам и получая
за это легкие быстрые деньги.
Потом все кончилось – дефолт, Путин, новые, не
шибко красочные времена. У наших героев осталось
ощущение, что их обманули: праздник жизни прошел
по большому счету стороной, из всех 90-х и
вспомнить-то нечего: журналистская халтурка,
бесконечные редакции, тусовка на презентациях и
в модных барах, чуть-чуть девочек, тоска,
бесприютность, пустота. Молодость не удалась,
крепких оснований не создано, от цинического
веселья десятилетия мучает изжога. Верить не во
что и некому.
И – главное – никто тобой особенно не
интересуется. В общем, хаос в мыслях и мерзость
запустения вокруг. Именно в этом психологическом
пункте они возжаждали Порядка.
Стремительная хаотическая жизнь заложила в них
привычку особенно не задумываться, сразу
облекать любые мельчайшие душевные раздражения
в броские лозунги, подозрительно напоминающие
рекламные или предвыборные слоганы. Их
безапелляционность, которую они сами считают
решительностью, происходит вовсе не от стального
характера и даже не от усиленного чтения «Майн
кампф», а от опыта жизни в эпоху слоганов
«Голосуй или проиграешь!». Это
безапелляционность прожженных пиарщиков,
поверивших вдруг в ахинею, которую они
навязывают толпе.
Эпоха породила у наших героев эстетическое
отвращение, которое они перенесли на демократию
вообще, а потом и на современную жизнь в целом.
Столичные 90-е они приняли за образ свободы, и
образ этот им решительно не понравился. Дальше
сработала скоростная логика: значит, свобода и
демократия зловредны, потому нужно силой
привести бесформенную жизнь в стройную систему.
Для начала неплохо было бы кого-нибудь
расстрелять: либеральную сволочь,
производителей пива, владельцев иномарок,
кого-нибудь еще.
Молодость пришлась на позорные 90-е, юность – на
перестройку; остается детство. Там были покой и
смысл. Опыт детской несвободы оказывается
главным в их жизни, детская любовь к стилю
«милитари» определяет их вкусы. Из культурного
подсознания всплывает все: киногероика
Революции и Гражданской, изумительной красоты
оловянные и пластмассовые солдатики, лихие
береты десантников, романы Пикуля и, конечно,
вечно прекрасный Штирлиц в восхитительной
эсэсовской форме.
В исторической начитанности им не откажешь: они
во всех подробностях помнят биографии своих
излюбленных персонажей – Бисмарка, Ленина,
Троцкого, Сталина, Муссолини, де Голля, Пиночета
(дикое сочетание на взгляд профессионального
историка), неплохо знают труды пламенных
революционеров, классиков нацизма, фашизма,
авторитаризма, национализма, империализма. В то
же время наши герои чудовищно исторически
невежественны. Для них вообще не существует
иного понятия прошлого, кроме как источника
назидательных историй о военных вождях, железной
рукой наводивших порядок.
Они глубоко несчастные люди. Неестественная
легкость 90-х разбудила амбиции, только вот в них
самих никакой легкости нет. Есть одаренность, но
нет таланта. Все способности уходят на то, чтобы
по-разному тасовать готовые формулы, наши герои
не понимают даже, насколько бездарен получается
результат. Вести с ними любой диалог
бессмысленно – не выдержав соревнования, они в
любой момент готовы перейти к обещаниям
расстреливать в скором будущем.
То, что они востребованы (хоть и неповсеместно),
что эти люди популярны (хоть и в довольно узких
кругах), очень многое говорит о времени, в которое
мы живем. Уставшим от хаоса они обещают порядок.
Недовольным жизнью – ее переустройство.
Одержимым социальной или национальной завистью
– потоки крови. В обычной терминологии это
называют фашизмом. Но настоящего фашизма в
России, слава Богу, мало кто хочет – еще не совсем
забыли войну. В таких условиях и появляются
«обозначающие фашизм».
Кирилл КОБРИН,
кандидат исторических наук
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|