Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Порядок ради порядка
Когда верить не во что и некому

Зададимся простым вопросом: почему этим людям так хочется растворить окружающих, и прежде всего себя, в репрессивной системе? Для борьбы с кем или чем должен создаваться «порядок»? Кто враг? Америка? Вряд ли. К ней они испытывают сильнейшие, хотя и смешанные чувства – ненависть и восхищение имперской силой и так далее. Чеченцы? Не тот уровень. Исламисты? Пожалуй, только вот для многих из наших героев «Хизбалла» или Усама бен Ладен – объекты восхищения и восторга. Евреи? Цветные, наркоманы, гомосексуалисты?
Нет, цель у воспевающих «порядок» решительно отсутствует, потому и можно предположить, что ею является сам порядок.
Но не происходит ли на наших глазах подмена, когда собственные проблемы экстраполируют на окружающий мир? Когда в лечение частной социопсихологической травмы хотят втянуть множество людей? Какого же характера эта травма?
Всем им около 30 лет. Подавляющее большинство – активные участники журнально-газетной столичной жизни 90-х, пусть не на первых и даже не на вторых ролях, но все-таки. Почти у всех «прозрение» пришлось на путинскую эпоху, закрывшую лихорадочные и пестрые 90-е. Значит, им было около 20 в 1993-м. 18 – в 1991-м. 13 – в 1986-м.
Это многое объясняет. Детство их прошло в относительно стабильную и даже «благополучную» эпоху; я уверен, что выросли они не в самых плохих советских семьях. Юность уже совпала с крахом империи и воспаленностью перестройки, а молодость пришлась на удивительно беспокойное и циничное время, в котором они, конечно, не бедствовали, играя вполне по правилам и получая за это легкие быстрые деньги.
Потом все кончилось – дефолт, Путин, новые, не шибко красочные времена. У наших героев осталось ощущение, что их обманули: праздник жизни прошел по большому счету стороной, из всех 90-х и вспомнить-то нечего: журналистская халтурка, бесконечные редакции, тусовка на презентациях и в модных барах, чуть-чуть девочек, тоска, бесприютность, пустота. Молодость не удалась, крепких оснований не создано, от цинического веселья десятилетия мучает изжога. Верить не во что и некому.
И – главное – никто тобой особенно не интересуется. В общем, хаос в мыслях и мерзость запустения вокруг. Именно в этом психологическом пункте они возжаждали Порядка.
Стремительная хаотическая жизнь заложила в них привычку особенно не задумываться, сразу облекать любые мельчайшие душевные раздражения в броские лозунги, подозрительно напоминающие рекламные или предвыборные слоганы. Их безапелляционность, которую они сами считают решительностью, происходит вовсе не от стального характера и даже не от усиленного чтения «Майн кампф», а от опыта жизни в эпоху слоганов «Голосуй или проиграешь!». Это безапелляционность прожженных пиарщиков, поверивших вдруг в ахинею, которую они навязывают толпе.
Эпоха породила у наших героев эстетическое отвращение, которое они перенесли на демократию вообще, а потом и на современную жизнь в целом. Столичные 90-е они приняли за образ свободы, и образ этот им решительно не понравился. Дальше сработала скоростная логика: значит, свобода и демократия зловредны, потому нужно силой привести бесформенную жизнь в стройную систему. Для начала неплохо было бы кого-нибудь расстрелять: либеральную сволочь, производителей пива, владельцев иномарок, кого-нибудь еще.
Молодость пришлась на позорные 90-е, юность – на перестройку; остается детство. Там были покой и смысл. Опыт детской несвободы оказывается главным в их жизни, детская любовь к стилю «милитари» определяет их вкусы. Из культурного подсознания всплывает все: киногероика Революции и Гражданской, изумительной красоты оловянные и пластмассовые солдатики, лихие береты десантников, романы Пикуля и, конечно, вечно прекрасный Штирлиц в восхитительной эсэсовской форме.
В исторической начитанности им не откажешь: они во всех подробностях помнят биографии своих излюбленных персонажей – Бисмарка, Ленина, Троцкого, Сталина, Муссолини, де Голля, Пиночета (дикое сочетание на взгляд профессионального историка), неплохо знают труды пламенных революционеров, классиков нацизма, фашизма, авторитаризма, национализма, империализма. В то же время наши герои чудовищно исторически невежественны. Для них вообще не существует иного понятия прошлого, кроме как источника назидательных историй о военных вождях, железной рукой наводивших порядок.
Они глубоко несчастные люди. Неестественная легкость 90-х разбудила амбиции, только вот в них самих никакой легкости нет. Есть одаренность, но нет таланта. Все способности уходят на то, чтобы по-разному тасовать готовые формулы, наши герои не понимают даже, насколько бездарен получается результат. Вести с ними любой диалог бессмысленно – не выдержав соревнования, они в любой момент готовы перейти к обещаниям расстреливать в скором будущем.
То, что они востребованы (хоть и неповсеместно), что эти люди популярны (хоть и в довольно узких кругах), очень многое говорит о времени, в которое мы живем. Уставшим от хаоса они обещают порядок. Недовольным жизнью – ее переустройство. Одержимым социальной или национальной завистью – потоки крови. В обычной терминологии это называют фашизмом. Но настоящего фашизма в России, слава Богу, мало кто хочет – еще не совсем забыли войну. В таких условиях и появляются «обозначающие фашизм».

Кирилл КОБРИН,
кандидат исторических наук


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru