ТЕОРЕМА СОЦИУМА
От «Памяти» к скинхедам
Идеология русского национализма в 1987–2003
годах
Национализм для специалистов делится на
идею образования из этносов единой нации, для
которой самое важное – вопрос о государственной
границе (нация = государство), и на
этнонационализм, который в рамках единого
государства пытается вычленить «правильные»
этносы в противовес «неправильным» (нация =
кровь).
Оба типа националистических проектов существуют
во всех странах мира. Однако в России и те и
другие видят путь «восстановления» (то есть
прежде всего российской военной мощи) в
конфронтации с соседями и «вероятными
противниками». Все они сторонники сильного
государственного сектора в экономике,
ограничения гражданских свобод и «возвращения к
традиционному образу жизни».
Помните «Память»?
Это самая известная группа русских
националистов времен перестройки: молодые люди в
черных рубашках, публично заявившие свои права
на наследие «Черной сотни», монархию как
политический идеал, антисемитизм и
антилиберализм как программу действий,
православие как религию и «возрождение русского
народа» как туманную перспективу.
Но «Память» была лишь частью весьма обширного
движения русских националистов, в которую
входили и маргиналы (небольшие политические,
религиозные и культурные группы), и истеблишмент
– так называемая «Русская партия». Она состояла
из функционеров творческих союзов, чиновников ЦК
КПСС и управленческих органов РСФСР, работников
издательств, журналистов. Основным ее идейным
постулатом была декларируемая «русскость»
(этнонационализм). Кроме сетований на падение
нравов и упадок русской культуры, на практике это
означало проталкивание «своих» на перспективные
должности, устройство публикаций, поездок и т.д.
Если маргиналы проповедовали в основном
романтический православный антикоммунизм, то
истеблишмент питал уважение к Иосифу Сталину.
Если для маргиналов интеллектуальными кумирами
были проповедник «Протоколов сионских мудрецов»
Сергей Нилус и автор псевдоисторического
триллера «Евреи в СССР!» Андрей Дикой, то
истеблишмент апеллировал к «Дневнику писателя»
Достоевского (но никак не к его же «Бесам»).
Маргиналы в большой политике
В середине 1992 года против «прозападного» курса
руководства страны вокруг парламента России
сложился союз всех, кому не нравились
политические и экономические реформы, и
сторонников традиционных ценностей и «особого»
пути России. Разгром вооруженной оппозиции
показал узость ее социальной базы.
Русские националисты расистской ориентации
после этого надолго вышли из большой политики. С
несомненной пользой для себя октябрь 1993 года
пережило только Русское национальное единство,
вышедшее из «Памяти» и адаптировавшее на русской
почве простые и доступные нацистские лозунги.
После краткого периода подполья она вышла на
поверхность и стала «бороться с преступностью»
на улицах российских городов, нередко при
поддержке местного руководства и
правоохранительных органов. Организация быстро
росла за счет пубертатной молодежи и всех
любителей «почесать кулаки», пока уровень
криминала в ее рядах не превысил все терпимые
показатели и бывшие покровители в ней не
разочаровались. После того как РНЕ запретили в
Москве и некоторых других регионах, партия
быстро начала распадаться.
Имперцы
Схожая ментальность и язык, но не цвет кожи и
состав крови – новая для соотечественников
интерпретация русского национализма. Она
обнаружила свою привлекательность для многих и
стала политической реальностью 19 декабря 1993 года
с победой Владимира Жириновского на
парламентских выборах. Он призывал нацию
мобилизоваться для отпора внешним врагам и их
приспешникам внутри страны.
Стремясь отобрать у националистов-популистов
лозунги, власть отказалась от декларации (а
главное, и осуществления) демократических
принципов и начала интенсивно искать русскую
идентичность. Попытки воссоединения с
Белоруссией, дружба с Русской православной
церковью и война в Чечне были некоторыми из
следствий новой стратегии. Не слишком
изменившиеся с советского времени (особенно в
регионах) кадры политической элиты с готовностью
подхватывали и транслировали имперские лозунги.
Малопопулярная центральная власть продолжала
использовать ксенофобскую риторику и поиск
внешнего врага: бессмысленно боролась с
расширением НАТО на восток, отстаивала интересы
«братской» Сербии. К концу 90-х годов в массовой
культуре был явлен и образ нового врага – им
стали даже не чеченцы, а американцы.
Расистский вариант
Он по-прежнему актуален как минимум для части
общественно-политических организаций России,
крупнейшие из которых – Коммунистическая партия
Российской Федерации и Русская православная
церковь.
Эти ставшие теперь политическими союзниками
организации объединяет общая группа социальной
поддержки – пожилые и малообразованные люди,
тоскующие по временам молодости и ненавидящие
перемены. Список врагов у этих людей достаточно
длинный, и немаловажную роль в нем играют
«инородцы».
На традиционалистском поле пытаются найти себе
общественную поддержку и некоторые другие
политические фигуры и организации. Последний
скандальный успех «Родины» может, как и первый
успех Жириновского, вызвать новый крен идеологии
власти в этом же направлении.
Этот успех основан на серьезной проблеме,
осознанной только в начале нового века. Страна с
уменьшающимся коренным населением и
сравнительно высоким уровнем жизни стала
привлекательной для трудовых мигрантов из
соседних и далеких стран. Россия быстро
оказалась на втором месте в мире по количеству
трудовых иммигрантов (не менее 10 миллионов
человек уже в 2003 году). Население, в общем,
напряженно отнеслось к появлению массы лиц
нового типа. Это стало полем для борьбы за голоса
избирателей.
Бритоголовые
Российские скинхеды, выделившиеся из среды
металлистов и панков, остаются частью
международного ультраправого движения, которое
смешивает в разной пропорции расизм в его
нацистской интерпретации, язычество и
футбольный фанатизм. Участие в подобных группах
стало одним из путей социализации подростков в
современном городе.
Движение сильно децентрализовано, не имеет
официальной общей организации, фиксированного
членства. Идеология его интеллектуальной
верхушки сводится к противодействию сил зла
(черная и желтая расы плюс евреи) силам добра
(белая раса). Идеология рядового скинхеда
прагматична: убрать «черных» с рынков, их
многодетные семьи из жилых кварталов, а
водителей с купленными правами – с
автомагистралей. Сейчас общая численность групп
скинхедов сопоставима с количеством других
организаций русских националистов, но по
активности скинхеды значительно их превосходят.
Они могли бы не стать столь серьезной проблемой,
если бы на протяжении всех 90-х годов не получали
скрытой поддержки от местных властей и
правоохранительных органов. В Москве после трех
погромов подряд в 2001–2002 годах и серьезного
давления посольств на мэрию в защиту иностранных
граждан начался разгром организаций скинхедов,
хотя милиция по-прежнему старается скрывать их
преступления в рамках статистики обычного
хулиганства.
Николай МИТРОХИН,
политолог
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|