ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОВЕСТКА ДНЯ
По сложности предмета или по стажу...
Ведомство представило общественности
два первых региональных проекта отраслевой
системы оплаты труда.
В них заложены разные принципы
дифференциации учительских ставок
Одна из ключевых позиций Министерства
образования и науки – переход к отраслевой
системе оплаты труда. Но единая для всей страны
система невозможна как по правовым, так и по
практическим соображениям. Поэтому ведомство
создало лишь общую ее концепцию. А на заседании
министерского совета были представлены два
региональных проекта: тюменский и
санкт-петербургский.
– Прежде чем принять общие
рекомендации, – высказался Андрей Фурсенко, – в
следующем году необходимо отработать
региональные модели отраслевой системы оплаты
труда и согласовать их с педагогическим
сообществом.
Итак, что же за системы созданы в регионах?
С 1 января 2005 года учителей в Тюменской области
поделили на четыре группы. Критерий разделения –
сложность преподаваемых предметов.
В первой, привилегированной, группе – учителя
русского и иностранных языков, литературы,
математики, первого класса начальной школы.
Во второй – учителя истории, обществознания,
географии, физики, химии, 2–4 классов начальной
школы.
В третьей – преподаватели права, экономики,
технологии.
В четвертой – учителя астрономии, физвоспитания,
ИЗО, музыки, черчения, ОБЖ.
В области установлена базовая зарплатная ставка.
Ее получают учителя из четвертой группы. Для
других – повышающий коэффициент: для третьей
группы – 1,05, второй – 1,1, первой – 1,15.
Оплата труда директоров школ определяется тоже с
учетом сложности их работы. Например: чем больше
учеников в школе, тем выше заработок директора.
Кроме того, для работников образования действуют
доплаты за государственные награды (включая
почетные звания) СССР и Российской Федерации, за
ученые степени (для кандидата наук – 3000 рублей,
для доктора – 3600 рублей). Установлены и
повышающие коэффициенты за квалификационные
категории, заведование кабинетом, классное
руководство.
Однако, по словам Андрея Фурсенко, наибольшего
одобрения участников конференции удостоился
проект отраслевой системы оплаты труда,
разработанный специалистами из
Санкт-Петербурга. Министр не без гордости
подчеркнул, что питерская модель «выдержана в
духе концепции отраслевой системы оплаты труда,
разработанной специалистами департамента
экономики и финансов Мин-
обрнауки».
Концепция министерства дифференцирует оплату
труда в зависимости от уровня образования, стажа
и должности педагогов. Так, максимальный
коэффициент – 1,5 установлен для работников,
имеющих высшее профессиональное образование,
минимальный – 1,0 – для имеющих среднее полное
общее образование (техперсонал).
В зависимости от этого фактора устанавливается и
базовый размер ставки (оклада) – соответственно
3975 и 2650 рублей – как высшая и низшая планки.
По министерской схеме учителя подразделяются на
5 групп с учетом стажа, для каждой из которых
назначаются межстажевые коэффициенты в
диапазоне от 1 до 1,2. Примечательно, что самый
высокий показатель установлен для молодых
специалистов «от двух до пяти», на втором месте –
педагоги, имеющие стаж от 5 до 10 лет (1,17), на
третьем – от 10 до 15 лет (1,15), за ними следуют
обладатели самого большого стажа (1,14), замыкает
цепочку категория начинающих со стажем до двух
лет.
Но в любом случае согласно министерской логике
предпочтение отдается молодым учителям, а не
людям пенсионного и предпенсионного возраста,
хотя дифференциация в оплате в конечном итоге
несущественна. Кроме того, необходимо учитывать
и тот факт, что чем больше стаж учителя, тем, как
правило, выше его квалификационная категория, и
доплаты за нее компенсируют межстажевые
коэффициенты.
Не столь велика (20%) и дифференциация в оплате
труда работников образования 1-й и 2-й групп в
зависимости от должности.
Так, к первой группе относятся учителя, мастера
производственного обучения, логопеды,
дефектологи, воспитатели.
На ступеньку ниже находятся психологи,
социальные педагоги, инструкторы по физической
культуре, педагоги дополнительного образования.
В соответствии с этой иерархией максимальную
зарплату – 8780 рублей – получит представитель
первой должностной группы со стажем от 15 лет и
более, имеющий высшее образование, минимальную –
3445 рублей – представитель второй группы, имеющий
среднее профессиональное образование и стаж до
двух лет.
При оплате труда руководителей образовательных
учреждений принимаются во внимание численность
учащихся, уровень технической оснащенности,
наличие структурных подразделений и другие
объемные показатели. С учетом этих факторов
должностные оклады начальников, директоров
колеблются в пределах от 7900 до 14150 рублей.
Кроме того, экономисты образовательного
ведомства предлагают систему повышающих
коэффициентов – от 1,15 до 1,5 – для педагогических
и руководящих работников в зависимости от типа
образовательного учреждения. В этой иерархии
приоритет отдан учителям русского языка,
работающим в образовательных учреждениях с
нерусским языком обучения, расположенных в
сельской местности и поселках городского типа.
Особое место в министерской концепции отводится
надтарифному фонду, который должен составлять не
менее 40% от общего фонда оплаты труда (в настоящее
время этот показатель не превышает 20%).
Таким образом, если по ныне действующей ЕТС
средне-
схемная ставка заработной платы учителя
составляет 2296,8 рубля, руководителя
образовательного учреждения – 2666,4 рубля, то по
отраслевой системе эти цифры должны составить
соответственно 5860 и 10730 рублей.
На это потребуется дополнительно 172,6 млрд рублей.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|