Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
У ИСТОКОВ ТРАДИЦИИ

Рождественская елка 90 лет назад
Из дневника сельской учительницы

12 декабря 1915 года
Ребята мои недоумевали: “Что это такое – елка? Елка в лесу растет”. Рассказала им, как и что устроим. Но все-таки им странно – срубить елку, повесить на нее игрушки и вокруг играть.
– Это для маленьких? – спрашивают.
– Нет, это для всех, и родители придут.
Думают, сидят, морщат лбы, стараются понять.
Объявили, что на это веселье деньги собираем: “Вот попечитель три рубля подписал. Я – рубль. И отцы ваши – кто сколько может, пусть подпишут”.

27 декабря, 3-й день Рождества
25 декабря, в первый день Рождества, много было пережито счастливых минут. Я видела восторженные фигурки детей перед зажженной елкой и счастливые благодарные лица родителей. Но начну по порядку.

* * *
Первым делом – утром столкновение со сторожем. Я сказала, чтобы он и не являлся ко мне в школу, я сама буду все делать. Вместо рождественской обедни я наносила воды, затопила везде печи и принялась мыть полы. В классах такая стужа, что вода на полу замерзает (печку вчера убрали, чтоб не мешала).
Мужик, посланный за елкой, не возвращался. Собрались мои помощники, ждем – нет мужика с елкой. Он томил нас до самого обеда. Наконец – видим. Каково же было мое отчаяние, когда вместо елки у него на санях лежит целый воз кедра! Говорит, ездил вокруг верст 20, обыскал до самого Ракитного весь лес, а елки не нашел. Решил срубить несколько кедрин – выбирайте, которая лучше.
Я чуть не плакала: этот лохматый, с редкими толстыми ветками разве заменит густую пирамидальную елочку.
* * *
Ну, нечего делать. Стали из нескольких составлять один: тут привязывали новые ветви, там подбивали гвоздями. Поставили в классе, уперли в потолок и начали украшать.
Ребята священнодействовали. Ласковые меж собой сделались. Советуются, что куда прицепить, какую игрушку, какой стороной. Наконец фонарики, хлопушки и колокольчики, верблюды, морозы и малиновки, домики, угоды и бусы – все повисло в зелени нашей “елки”. Прицепили разноцветные свечи, опутали серебряной паутиной и протянули сверху до полу магниеву полоску.
Помощникам моим я нацепила по красному банту на грудь – “полицию” отметить. Двоим дала в надзор свечи, чтобы елку нам не спалить, двоим – караулить ящики с подарками и двоим – форточки.

* * *
Когда мы открыли обе двери большого класса, толпа ахнула, как один человек. Посредине класса искрилась до потолка зажженная елка.
Дети растерялись от неожиданного зрелища, а толпа взрослых так наперла на них, что послышались крики. Старшина догадался урезонить народ и “сделать милость – не давить детей”.
Мы прошли вперед и расположились вокруг елки. Тогда часть взрослых вошла в свободные углы. Когда движение поутихло, мы торжественно подожгли магниеву ленту и запели “Боже, царя храни” – так установила программу “елочная комиссия”. Тут официальная часть программы кончилась, и началась декламация и песни с играми.

* * *
Милые мои “артисты”! На репетициях все выходило прекрасно, а теперь – путаются, стесняются, говорят тихо.
Вызвали храбрую Марию. Она свою “Веселу дивчину” так отрезала, что всем стало весело.
Хоровод заходил вокруг елки. Конечно, кому-то наступили на юбку. Конечно, задевали за ветки и с них падали игрушки, и конечно, кто-то запалил волосы. Но этих пустяков никто не замечал, все, вытянув шеи, старались заглянуть в середину круга, где под елкой кто-то нарядный что-то рассказывал.
Хохотали все над Аныськой: она шариком выкатилась на середину круга, держа в руках тряпичную куклу, и тонким, дрожащим голоском запела: “Во сыром темном бору я малинки наберу”. Со страху все это у нее вышло так комично, что все так и покатились от смеху, а бедная Аныська в недоумении уставила на меня испуганные глаза. Пришлось мне самой начинать ее песенку сначала.

* * *
Вдруг поднялся переполох. “Полиция” прозевала-таки, и одна сторона елки загорелась. Но мужики зашлепали огонь ладонями, и веселье возобновилось.
Стали играть в игры. Взрослые не меньше волновались, когда “кошка” настигала “мышку”, подбадривали возгласами то ту, то другую и спорили об игроках. Особенный восторг вызвали четыре пары танцоров, плясавших под песню “Вышли в поле рано утром до зари”.
Наконец поставили на середину круга ящик с подарками, я вынимала подарки, вызывала каждого, и он, трепеща, подходил. Сколько тут было радости, жадного любопытства! На ходу спешили разузнать, что досталось, сыпались орехи, катились по полу круглые пряники…

Н.ШКЛЯЕВА
дер. Красное Введенской волости Приморской области Иманского уезда


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru