ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ
Прописать ему «ижицу»!
Краткая история школьных баллов
Аксиома: процесс проверки и оценки
знаний учеников охватывает все грани
учительского труда – теоретическую и
методическую подготовку, особенности его
практики, психологии, организационные
способности. Тем не менее понятие «личная
педагогическая культура» для многих из нас
остается загадкой. В какой-то степени ее может
разрешить взгляд на проблему в исторической
ретроспективе.
Первые попытки ввести в образование
баллы с их качественными описаниями носили
гуманистическую направленность. Предполагалось
заменить отметками широко применявшиеся в
средневековых школах физические наказания.
Система оценки знаний и поведения учащихся
баллами ведет свое начало от иезуитских школ
XVI–XVII веков. Все ученики распределялись по
разрядам, обозначавшимся цифрами. Единица –
означает высший показатель достигнутых успехов,
а пятерка – низший. Переход из одного разряда в
другой знаменовал собой приобретение учениками
целого ряда преимуществ и привилегий.
В истории русского просвещения наиболее древней
является система словесных оценок. В списке
студентов Киевской духовной академии 1737 года
первая группа отзывов обозначает очень хорошие
успехи: “учения изрядного, надежного, доброго,
честного, хорошего, похвального”. Вторая группа
обозначает успехи средние: “учения
посредственного, мерного, нехудого”. Третья
группа отметок характеризует успехи ниже
среднего: “учения слабого, подлого, прехудого,
безнадежного, ленивого”.
Подобная словесная система оценки существовала
и в начале XIX века. Так, в Казанском университете
успехи студентов обозначались словесно:
превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ,
мало старается, очень слаб. Это не отметки, а
оценки, насыщенные эмоциональной окраской.
Фиксируется отношение ученика к учебе, а не
уровень овладения им учебным материалом. Тем
более никому не приходило в голову искать
соответствие данного уровня желательному.
Постепенно оценка становится однообразнее и
короче. Она все чаще заменяется цифровой
системой. Русская школа пережила
3–5–8–10–12-балльную систему оценки знаний.
Прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году
официально установлена Министерством народного
просвещения: “1” – слабые успехи; “2” –
посредственные; “З” – достаточные; “4” –
хорошие; “5” – отличные.
На протяжении всего последующего времени шли
острые дискуссии вокруг балльной системы. Одни
уверяли, что баллы позволяют учителю быстро и
легко оценить познания учеников, что это простая
и удобная форма извещения родителей об успехах
их детей и что по баллам можно судить об
успешности не только учеников, но и учителя.
Многократно больше было противников балльной
системы. Все известные педагоги-гуманисты
выступали против. В середине XIX века они
утверждали: “Смерть баллам грозит неизбежно; не
нынче завтра, но дни их сочтены”. Предлагалось
вернуться к отзывам преподавателей за каждую
четверть или год, ввести, на худой конец, зачетную
систему. Начались первые эксперименты по
безотметочному обучению, например, в гимназии,
руководимой известным грузинским педагогом и
психологом Дмитрием Узнадзе.
Наконец, в проекте реформы средней школы,
предложенной в 1916 году министром Игнатьевым,
предусматривалось заменить цифровые баллы
“возможно частыми осведомлениями родителей о
случаях неуспеваемости детей”. Признавалось
педагогически целесообразным отменить
переводные и выпускные экзамены, награды и
медали.
Реализованы эти предложения были только в 1918
году: за подписью Луначарского вышло
постановление “Об отмене отметок во всех без
исключения случаях школьной практики”. Перевод
из класса в класс и выпускное свидетельство
производились на основании “успехов учащихся по
отзывам педагогического совета”.
В двадцатые годы в советской школе вместо
отметок засчитывались развернутые
характеристики учителей, а также
продемонстрированные учениками достижения в
творчестве, общественно полезной деятельности. В
Единой трудовой школе акцент делался на
стимулирование активности и самостоятельной
деятельности школьников. Применяли Дальтон-план
и метод проектов.
Все изменилось в 1935 году: была восстановлена
пятибалльная система – сначала в виде словесной
отметки, а с 1944 года – в форме цифр. Указывалось,
что это делается ради повышения
требовательности к поведению учеников и
качеству знаний выпускников. Возник тип школы,
который условно называют “сталинской
гимназией”: с раздельным обучением, отсутствием
трудовой подготовки, преимущественно вербальным
характером обучения, жесткой дисциплиной.
С начала шестидесятых усилилась критика
сложившейся практики авторитарного оценивания
школьников. В обиход оценивания вошел
“поурочный балл” липецких педагогов:
предлагалось оценивать в совокупности все виды
активности ученика на уроке, предоставлять ему
возможность для исправления первоначального,
возможно, неудачного, ответа. В 1962–1963 годах метод
вводили «обязательно и повсеместно»: ученики
набирали «плюсы», включался механизм
своеобразного накопления, урок оживал.
В девяностые в учебных заведениях стали
апробироваться различные модульно-рейтинговые
системы, позволявшие ученику выбрать задание в
соответствии с самооценкой, уровнем притязаний и
амбиций. Популярными стали методики оценивания
деятельности школьников по конечным результатам
– зачетная неделя, учебное портфолио. Но все это
– на уровне опытно-экспериментальной
деятельности. Какая же шкала отметок будет
отвечать требованиям модернизированной системы
образования? Неизвестно. Опросы показывают, что
реакция большинства педагогов на пересмотр
существующей шкалы оценок достаточно
эмоциональна и негативна.
По материалам педагогических изданий
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|