ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ
Проверка незнания, неумения,
неуспевания – кому это нужно?
Когда внутришкольный контроль
анализирует не промахи, а преимущества
Каковы Нормы оценки, таковы и нормы
учительского сознания: ищем ошибки, выявляем
пробелы, вопросы используем «наводящие».
Контроль – повод для обнаружения и искоренения
недостатков в реальной деятельности людей
относительно идеального положения вещей. С нами
так обращаются, и мы точно так же – с детьми.
Поэтому всякий раз, когда речь заходит о новых
педагогических технологиях или стратегиях,
прислушиваешься: не прозвучит ли мысль о том, что
целесообразнее выявлять преимущества, а не
дефекты работы, развивать сильные стороны
ученика, а не слабые, диагностировать, а не
контролировать процессы? А когда такая мысль
появляется, придирчиво смотришь, как она
претворяется. Потому что на самом деле это очень
крутой разворот в понимании сущности контроля.
Школьный администратор нуждается в
объективной и своевременной информации, он
обязан выявлять и фиксировать ситуации успеха в
образовательном процессе. Но традиционная
проверка незнания, неумения, неуспевания – кому
она нужна?
У нас действует мониторинг. Он проходит в начале
года, в середине и в конце. Трижды отслеживается
положительная динамика развития учеников и
классов, отмечается профессиональный рост
учителей, устанавливается межпредметная
согласованность.
Сначала диагностический срез: готовность и
мотивация к учебе, преемственность,
психологическая комфортность. Все в школе:
администрация, учителя, ученики – приступают к
планированию своей работы только после анализа
диагностического среза, когда каждый получает
диагностическую карту.
Промежуточный, корректировочный мониторинг
помогает нам организовать совместные действия.
Учителя и ученики обсуждают эффективность
выбранной стратегии, дают ей оценку, принимают
новые решения, переопределяют задачи,
поставленные в начале года.
Итоговый мониторинг предоставляет материал для
проблемного анализа: в чем сила и слабость
применяемых образовательных технологий,
насколько соответствуют они индивидуальности
педагогов и учеников. Выделются приоритетные
компоненты образования нашей школы,
складывается общая картина образования. Каждый
год она меняется – достаточно сравнить итоговые
компьютерные версии анализа разных лет.
Мы сами разрабатываем инструментарий
мониторинга, ищем методы сбора позитивной
информации, способы ее обработки и предъявления.
Я намеренно не хочу ничего предлагать вам из
измерительных материалов или способов
диагностики – все зависит от задач, поставленных
школой перед собой. Разработка содержания
тестов, анкет, срезовых работ – внутреннее дело
школы, касается только ее менеджеров, психологов,
методистов.
Лидия НЕЗНАНСКАЯ, заместитель
директора
по опытно-экспериментальной работе
Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|