КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Формула успеха у каждого своя
На вопросы “Первого сентября” отвечают:
директор лицея г.
Троицка Московской области Николай КУЧЕР. |
|
директор лицея при
НГТУ
Маргарита БЕЗЛЕПКИНА. |
– У нас обычная муниципальная
школа. И устав типичный. Особенности заключены не
в уставе, а в школьном самоуправлении. В школе уже
давно работает школьный парламент. Уровень его
решений меняется год от года, и не всегда в лучшую
сторону. Но мы, учителя, стараемся не вмешиваться.
Парламент должен быть более самостоятельным.
Существует также научное общество учащихся,
которое представляет результаты своих работ на
конференциях, включая международный уровень.
Руководителями научных работ выступают не
только учителя, но и научные сотрудники
института города Троицка. |
1. Ваши ученики показали лучшие
в России результаты по исследованиям PISA. Между
тем
у вас очень разные школы. Но, наверное, у вас есть
что-то общее? Например, в уставе школы? |
– В нашем лицее стандартный
устав. Но свои особенности в нем прописаны. Это –
ориентация лицея на адаптацию учеников: к
обучению в школе, к получению высшего
образования, к условиям жизни вне школы. Органы
ученического соуправления, которые организуют
жизнь лицейского сообщества, – это институт
кураторов и старост групп. Такая своеобразная
лига, лицейская инициативная группа. Участие в
них – это прообраз социализации личности
ребенка и показатель его успешности в
дальнейшем. Ассоциация выпускников НГТУ
учредила именные стипендии для лучших учащихся
лицея. |
– У нас в лицее 28 классов, из них
только 14 – лицейские классы. Мы принимаем всех
детей, и исследования PISA показывают средний
уровень внутри школы. Профилизация у нас
начинается с 8 класса. А когда дети учатся в
седьмом, проходят собрания родителей, на которых
обсуждаются все подробности: какие профили будут
введены. Решение принимается поименным
голосованием. В этом учебном году родительский
запрос на следующий учебный год уже сформирован. |
2. В ваших школах практикуется
обучение по индивидуальной образовательной
траектории? Или принципиальной является система
комплектования классов? |
– К нам учащиеся поступают в 10
класс из разных школ Новосибирска. При этом мы
комплектуем классы, и профили у нас определены
заранее: информатико-математический,
физико-математический, экономический профиль.
Есть также группы общетехнического направления.
Но при этом в сентябре дети могут выбирать
дополнительные факультативы и спецкурсы для
изучения. |
– У нас в Троицком лицее очень
сильные учителя. Это – главная причина
образования высокого уровня. Ситуация не такая,
чтобы мы могли придирчиво выбирать учителей.
Повторяю: мы обычное общеобразовательное
муниципальное учреждение. Я очень доволен тем,
что в Троицком лицее последние два учебных года
нет вакансий. Этому много причин: удалось
сохранить костяк высококвалифицированных
учителей, которые остались в образовании вопреки
всему. Мы стараемся увлечь и молодые кадры. К
сожалению, увлечь их зарплатой не удается.
Стараемся сделать так, чтобы молодому учителю
было интересно. Для этого нужен коллектив,
который человеку нравится, атмосфера, в которой
ему приятно. |
3. На конференции в РАО много
говорилось о том, что высокие результаты по
исследованию PISA могут показать только ученики
авторитетных и знающих учителей. У вас – лучшие в
России результаты по PISA. Поделитесь: по каким
принципам вы отбираете учителей? |
– В нашем лицее 60% преподавателей
– из Новосибирского технического университета.
Но их основная нагрузка – в лицее. Согласна, что
не всякий преподаватель вуза может быть успешным
учителем. У нас есть сложившаяся система
длительного отбора. В этом нам помогают кафедры
вуза. Когда фонд Зимина в этом году формировал по
опросам ребят банк лучших преподавателей, из 210
преподавателей России семь были из Новосибирска,
и трое – преподаватели нашего лицея. Это
прекрасный показатель. Но я считаю, что
необходимо еще одно. Только успешный учитель
может вырастить успешного ученика. Несчастному
учителю сложно воспитать счастливого ребенка! |
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|