Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Первая тетрадь. Политика образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Чем эффективная школа отличается от лучшей?

Об этом рассказывает заведующая Центром оценки качества образования ИСМО РАО Галина КОВАЛЕВА:

– Здесь можно применить несколько подходов. Например, взять 25% школ, получивших самые высокие баллы. Но лучшие – еще не означает эффективно работающие. А нас интересовал именно этот критерий.
Поэтому для каждой школы, показавшей высокий результат, мы с помощью статистических методов спрогнозировали тот балл, который школьники могли бы получить, исходя из материальной базы школы, ее педагогических ресурсов, социально-экономического статуса семей школьников. В нашем исследовании по результатам PISA 2003 года самой эффективной считалась та школа, которая дала статистически более высокий результат, чем тот, который мы ей предсказывали. Таким образом мы отобрали пять школ.
– Эти статистические методы – ваше ноу-хау или вы взяли традиционные методы прогнозирования событий на основе заданных реальных результатов?
– Подобными методиками пользуются сегодня во всем мире. И я думаю, что их можно применять при отборе школ для получения президентских грантов. Во всяком случае, мы уверены, что выделенные нами пять школ можно с полным основанием номинировать на грант президента: ведь есть выверенные критерии эффективности, на основе которых их можно рекомендовать. Причем, когда мы подсчитали их средний балл по исследованиям PISA, он оказался намного выше средних баллов, которые показали школьники из лидирующих стран. Так, ученики лицея при Новосибирском государственном техническом университете продемонстрировали в среднем 620 баллов по математике, тогда как средний балл школьников лидирующей в PISA страны – Гонконга – не превышает 550.
– Как бы вы охарактеризовали школы – лидеры в исследовании PISA? Есть у них какие-то общие черты?
– Это крупные школы с хорошей материальной базой. Но я бы подчеркнула другое: это школы с хорошим климатом. В них доверительные отношения между учителями и директорами, хорошая дисциплина на уроке. Повышенные требования к учащимся подкреплены уважительным отношением к детям. Программы обучения формируются с учетом интересов родителей. Роль родителей в такой школе оказывается очень важной. Они принимают участие в решении многих вопросов, касающихся жизнедеятельности школы, организации учебной деятельности. В лицее г. Троицка даже профили формируются с учетом интересов родителей. К каждому ученику ищется особый подход. Учебный процесс ориентирован на индивидуальную траекторию развития ребенка, а не на деление детей по принципу образовательных достижений (классы коррекции, общеобразовательные или углубленные). В целом лучшие результаты по исследованиям PISA показали элитные образовательные учреждения с высоким социальным статусом родителей. В числе этих школ есть и лицей города Иванова, где уровень родителей совершенно другой. Но Ивановский лицей – это школа со старыми образовательными традициями, с хорошей организацией учебной деятельности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru