Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Не пора ли выйти из учебника?
Эксперты знают, как улучшить результаты российских школьников в международном исследовании PISA.
Неизвестно только одно: кто в России будет этим заниматься

В 2006 году Россия должна будет принять участие в новом международном исследовании PISA, проводимом раз в три года. На научно-практической конференции, состоявшейся в Российской академии образования, эксперты обсуждали, как использовать результаты PISA для повышения качества образования.

Провал российских школьников на предыдущем исследовании PISA (демонстрирующем, как приспособлены 15-летние школьники в той или иной стране ко взрослой жизни) вызвал в России серьезные споры. У наших соседей, которые показывают лучшие результаты в аналогичных исследованиях, таких проблем нет.
В Финляндии (стране, занимающей лидирующие строчки по PISA) сегодня уверены, что трех часов математики в неделю вполне достаточно, чтобы подготовить школьников к успешному участию в международном исследовании.
Российские же эксперты обсуждают другой вопрос: PISA в действительности является индикатором не знаний (они в наших школах сравнительно высокие, что показывает исследование TIMSS), а образовательной среды. Уровень образования родителей, наличие в доме книг, участие родителей в уп-
равлении школой – все это сопутствует высоким показателям по исследованию PISA.
На конференции эксперты согласились, что результаты тестирования по PISA не зависят от содержания школьных программ. Хорошо подготовленные дети успешно справляются с заданиями, даже если предложенные им тесты выходят за пределы школьной программы страны.
Не зависят результаты тестирования и от культурного контекста (лидеры PISA – это страны Юго-Восточной Азии и Финляндия, где школьники живут в разных условиях и в разных культурах).
Успешность при прохождении тестов PISA зависит лишь от того, предлагаются ли детям на уроках похожие типы заданий. То есть задания, выходящие за рамки учебников, ориентированные на необычный контекст. Способность справляться с ними и делает ребенка успешным.
Все понятно. Понятно, что нужно изменить в школьных программах, в подготовке школьных учителей. Но кто должен дать распоряжение: с завтрашнего дня готовьте школьников к тестам исследования PISA?
«Можно и нужно изменить баланс между традиционными заданиями и заданиями PISA, можно изменить подготовку учителя (не слишком кардинально), – говорили участники конференции. – Для успешного участия наших детей в PISA нужно не слишком много изменений. Во-первых, что-то яркое и интересное в кабинетах математики, чтобы детям было интересно там находиться. Во-вторых, больше интересной и практической математики, включая геометрию в начальной школе. Нужны факультативы по математике для слабых детей, где их не натаскивали бы на те или иные параграфы учебника, а давали бы мотивирующие проекты: например, сделать подсчет чего-то вокруг школы. В общем, понятно, что следует предпринять в первую очередь, чтобы наши школьники показали лучшие знания по математике на исследовании PISA. Но кто возьмется это организовать? Кто подпишет распоряжение? Ведь Министерство образования и науки этим сейчас не занимается».
При этом учителя – участники конференции в РАО – проявляли осторожность в вопросе о том, следует ли менять школьные программы.
«Моя мечта – чтобы все изменения были медленными и эволюционными, – заметила ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Галина Цукерман. – И точка отсчета здесь – изменение сознания учителя».
Михаил Рыжаков, директор ИСМО РАО (который объявил, что выступает от имени руководителя Рособрнадзора Виктора Болотова и заместителя директора Департамента политики в области образования Минобрнауки РФ Игоря Реморенко), тоже высказался за медленный, эволюционный подход. «Радостно, что сейчас меняется отношение к международному опыту, – заверил он. – Но не нужны нам сегодня революции, необходимы точечные воздействия. Надеюсь, мы избежим многих ошибок, которые допустили при введении ЕГЭ. Будем действовать аккуратно, потому что легко все сломать. Мы достаточно хорошо понимаем, что в нашей системе образования есть определенные достоинства. Не надо отказываться от знаниевой парадигмы. Знания, которые сегодня кажутся школьникам самыми абстрактными, потом оказываются наиболее значимыми в формировании образа мира».
«Мы провели опрос учителей, перед тем как начали принимать рекомендации конференции, – рассказала Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения (ИСМО) РАО. – Участникам конференции задавались вопросы, оценивающие нашу систему образования, анализирующие необходимость принятия принципиальных решений. Когда мы подвели итоги анкетирования, они, признаюсь, меня насторожили. Почти половина участников конференции – а это профессиональное сообщество, с которым мы долго работали, которое проводит международное исследование PISA в школе, – заявили, что не надо реформировать нашу систему образования. Я тоже никогда не рекомендую делать необдуманных шагов, советую найти золотую середину, которая учитывала бы одновременно традиции и современные тенденции. Но такой консерватизм аудитории меня, признаюсь, удивил».
…Кстати, в Финляндии, показавшей лучшие результаты по PISA, недавно сделали неожиданное заявление. Финны сообщили, что не будут больше принимать участие в исследовании. C помощью PISA они выяснили достоинства и недостатки своей системы образования. И теперь хотят пожить спокойно.

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru