ДОКУМЕНТЫ № 121
Наши консультации
О профильном обучении в
гимназиях и лицеях
На вопрос отвечает И.М.ЕМОРЕНКО,
зам. директора Департамента государственной
политики образования
Нас беспокоят разговоры, участившиеся в
последнее время среди родителей и учителей, о
том, что гимназия, где учатся наши дети, может
быть закрыта или реорганизована из-за
обязательного введения профильного обучения в
старших классах. Говорят: раз все школы будут
профильными, то гимназии и лицеи больше не нужны.
В нашей гимназии на высоком уровне преподаются
иностранные языки, информатика, математика,
введены специальные курсы по выбору учеников. В
гимназии работают грамотные специалисты,
которых любят и уважают ученики. В результате
обучения наши выпускники успешно поступают в
хорошие вузы. Нам бы очень не хотелось, чтобы
гимназия, где учатся наши дети, была закрыта или
реорганизована. Разъясните нам, пожалуйста,
правда ли, что возможно закрытие нашей гимназии
из-за общего планируемого введения профильного
обучения в общеобразовательных школах России?
Переход старшей школы на профильное обучение
ничем не грозит гимназиям и лицеям! За последние
полтора десятилетия именно гимназии и лицеи
накопили ценный педагогический опыт профильного
обучения (углубленное изучение учащимися
отдельных предметов по выбору). У гимназий и
лицеев большой опыт в организации
образовательного процесса с учетом интересов и
образовательных запросов учащихся, создании
условий, обеспечивающих формирование
интеллектуала, готового к получению высшего
университетского образования, последующему
творческому труду в различных сферах научной и
практической деятельности, сетевом
взаимодействии с вузами.
Цели и задачи гимназического и лицейского
образования во многом совпадают с целями и
задачами Концепции профильного обучения на
старшей ступени общего образования,
утвержденной Минобразования России в 2002 году.
При этом надо понимать, что лицеи и гимназии в
Российской Федерации составляют менее 10% от
общего числа общеобразовательных учреждений –
это элитное образование для относительно
небольшого числа отобранных учеников, а принятая
нами идеология профильного обучения
старшеклассников предполагает массовый
характер реализации.
Профильное обучение должно, по сути, вводиться в
нашу школьную систему не взамен лицейского и
гимназического, а для дополнения его и создания
системы специализированной подготовки учащихся
в старших классах общеобразовательной школы с
учетом потребностей рынка труда и обеспечения
сознательного выбора учащимися будущей
профессии. Гимназии и лицеи на местах могут
становиться партнерами и помощниками в процессе
профилизации старшей школы, своего рода
ресурсными центрами поддержки профильного
обучения в каждом конкретном муниципальном
образовании. С их стороны возможны и реальная
помощь в повышении квалификации учителей
близлежащих школ, и участие в методической
работе на уровне города или района и т.п.
Задача местных органов управления образованием
– не оттолкнуть лицеи и гимназии от профилизации
массовой школы, а заинтересованно использовать
их ресурсы для этой цели, в том числе стимулы
социального и материального характера. В
организации учебного процесса многие гимназии и
лицеи все еще руководствуются Базисным учебным
планом 1998 года, который на деле нередко приводит
к перегрузке учащихся: вместо 33–36 учебных часов
в неделю получается 42 часа и более. В 2004 году
утвержден новый Базисный учебный план, который
предусматривает возможность углубления по
избранным ребенком предметам и одновременно
сокращение инвариантной части.
Профильное обучение – средство дифференциации и
индивидуализации обучения, когда за счет
изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно
учитываются интересы, склонности и способности
учащихся, создаются условия для образования
старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями в
отношении продолжения образования. При этом
существенно расширяются возможности
выстраивания учеником индивидуального учебного
плана. С внедрением профильного обучения в
массовую практику это будет возможно
осуществить во многих общеобразовательных
учреждениях, при этом гимназии и лицеи будут
продолжать функционировать как “эксклюзивные”
модели профильного обучения, учреждения, дающие
элитное образование, прием в которые
осуществляется, как правило, на основании
конкурсных испытаний.
Администрация школы объявила мне, что для
того, чтобы подтвердить свой 13-й
квалификационный разряд, мне необходимо пройти
обучение по программе повышения квалификации на
курсах в объеме 70 часов. В связи с чем я вынуждена
была дважды в неделю добираться в областной
ИППиПК на электричке, тратить на дорогу каждый
раз по 60 рублей. Но после того как я прослушала
этот курс, мне было официально заявлено, что
необходимо прослушать дополнительно еще 70 часов
лекций. Я пенсионерка, моя недельная нагрузка в
школе составляет 6 часов. Тем не менее с меня
требуют подтвердить мою квалификацию.
Правомерно ли требование нашей школьной
администрации?
Порядок проведения аттестации
регламентируется в настоящее время приказом
ликвидированного Министерства образования РФ от
26 июня 2000 г. № 1908 ”Об утверждении Положения о
порядке аттестации педагогических и руководящих
работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений”. Одним из основных
принципов аттестации педагогов является ее
добровольность при аттестации на вторую, первую
и высшую квалификационные категории для
педагогических работников.
В связи с внесенными последними изменениями в ФЗ
«Об образовании» 122-м законом размеры ставок
заработной платы педагогов будут теперь
определяться каждым субъектом РФ
самостоятельно, исходя из собственных
финансовых возможностей и представлений о
приоритетах социальной политики.
Тем не менее вопросы установления
образовательного ценза педагогических
работников и вопросы определения порядка их
аттестации органы управления федерального
уровня оставили за собой. Ранее в сфере
образования существовал единый критерий для
проведения аттестации учителей –
Тарифно-квалификационные характеристики и
требования по должностям педагогических
работников. Но данный документ был признан
Верховным Судом РФ не нормативным актом, не
имеющим юридических последствий и в дальнейшем
был полностью аннулирован решением Басманного
районного суда города Москвы от 23 апреля 2003 года.
Таким образом, в настоящее время никаких
объективных критериев для аттестации в принципе
не существует. В связи с чем любое решение
аттестационной комиссии может быть признано
нелигитимным.
Трудовые споры по вопросам аттестации
педагогических и руководящих работников
рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам,
судах в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации о труде.
То есть любой педагог может признать результаты
очередной аттестации, проведенной на основании
отмененных ТКХ, недействительными.
Произвол со стороны органов управления
образованием в вопросах проведения аттестации
повсеместен и общеизвестен. Разумеется,
требование прослушать 140-часовой курс абсолютно
незаконно. Тем не менее образовательная сфера,
как и вся остальная Россия, продолжает жить, к
сожалению, не по закону, а по чиновничьим
«понятиям» о правах граждан.
В мае 2005 года мы приняли на работу нового
сотрудника. Из справки по форме 2-НДФЛ с его
предыдущей службы видно, что в этом году работник
не получал вычеты на ребенка. Видимо, сотрудник
не представлял туда подтверждающие документы. В
нашу бухгалтерию он бумаги принес. Можем ли мы
теперь предоставить вычеты на ребенка за январь
– апрель 2005 года, когда сотрудник числился на
прежней работе?
Нет, вы не можете предоставить вычеты за время с
января по апрель, хотя они и положены работнику.
Ведь организация вправе предоставлять
стандартные вычеты только по доходам, с которых
она производит отчисления в бюджет как налоговый
агент. Это следует из пункта 3 статьи 218 НК РФ. А к
таким доходам относятся те, которые фирма
выплатила сотруднику. Значит, вычеты по суммам,
полученным работником от другой организации, не
в вашем ведении.
Но когда закончится 2005 год, ваш работник сможет
обратиться за такими вычетами в свою налоговую
инспекцию. Туда нужно будет подать налоговую
декларацию, справку по форме 2-НДФЛ, заявление и
документы, подтверждающие право на вычет. Такой
порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 218 НК РФ. В
результате сотруднику пересчитают налоговую
базу и сумму НДФЛ за 2005 год. Переплаченные суммы
инспекция должна возвратить (п. 4 ст. 229 НК РФ).
Сотрудница нашей фирмы по совместительству
работает на другом предприятии. Скоро она уходит
в декрет. Подскажите, кто выплачивает пособие по
беременности и родам – только мы или обе
организации?
Всю сумму пособия по беременности и родам должна
выдать ваша организация. Дело в том, что такая
выплата упомянута в пункте 1 Положения о порядке
обеспечения пособиями по государственному
социальному страхованию, утвержденного
постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г.
№ 13-6. А значит, пособие по беременности и родам
должно выплачиваться по основному месту работы
– там, где находится трудовая книжка работника.
На этом настаивает пункт 100 того же Положения.
Кроме того, медицинское учреждение выписывает
листок нетрудоспособности только в одном
экземпляре. И на основании его копии получить
пособие нельзя.
Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до
полутора лет. Кроме того, работаю на дому.
Сотрудники регионального ФСС России утверждают:
раз я начала работать, то пособие по уходу за
ребенком в размере 500 руб. в месяц мне не
полагается. Правы ли они?
Чиновники соцстраха не правы, это ясно из статьи
13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О
государственных пособиях гражданам, имеющим
детей». Здесь четко сказано, что на ежемесячное
пособие могут рассчитывать не только те люди,
которые сидят с ребенком до полутора лет и не
работают. Пособие полагается и тем, кто начал
трудиться на условиях неполного рабочего дня или
на дому.
На вопросы отвечал
Дмитрий РАСТИМЕШИН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|