Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ № 121 

Наши консультации

О профильном обучении в гимназиях и лицеях

На вопрос отвечает И.М.ЕМОРЕНКО,
зам. директора Департамента государственной политики образования

Нас беспокоят разговоры, участившиеся в последнее время среди родителей и учителей, о том, что гимназия, где учатся наши дети, может быть закрыта или реорганизована из-за обязательного введения профильного обучения в старших классах. Говорят: раз все школы будут профильными, то гимназии и лицеи больше не нужны. В нашей гимназии на высоком уровне преподаются иностранные языки, информатика, математика, введены специальные курсы по выбору учеников. В гимназии работают грамотные специалисты, которых любят и уважают ученики. В результате обучения наши выпускники успешно поступают в хорошие вузы. Нам бы очень не хотелось, чтобы гимназия, где учатся наши дети, была закрыта или реорганизована. Разъясните нам, пожалуйста, правда ли, что возможно закрытие нашей гимназии из-за общего планируемого введения профильного обучения в общеобразовательных школах России?
Переход старшей школы на профильное обучение ничем не грозит гимназиям и лицеям! За последние полтора десятилетия именно гимназии и лицеи накопили ценный педагогический опыт профильного обучения (углубленное изучение учащимися отдельных предметов по выбору). У гимназий и лицеев большой опыт в организации образовательного процесса с учетом интересов и образовательных запросов учащихся, создании условий, обеспечивающих формирование интеллектуала, готового к получению высшего университетского образования, последующему творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, сетевом взаимодействии с вузами.
Цели и задачи гимназического и лицейского образования во многом совпадают с целями и задачами Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Минобразования России в 2002 году. При этом надо понимать, что лицеи и гимназии в Российской Федерации составляют менее 10% от общего числа общеобразовательных учреждений – это элитное образование для относительно небольшого числа отобранных учеников, а принятая нами идеология профильного обучения старшеклассников предполагает массовый характер реализации.
Профильное обучение должно, по сути, вводиться в нашу школьную систему не взамен лицейского и гимназического, а для дополнения его и создания системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательной школы с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии. Гимназии и лицеи на местах могут становиться партнерами и помощниками в процессе профилизации старшей школы, своего рода ресурсными центрами поддержки профильного обучения в каждом конкретном муниципальном образовании. С их стороны возможны и реальная помощь в повышении квалификации учителей близлежащих школ, и участие в методической работе на уровне города или района и т.п.
Задача местных органов управления образованием – не оттолкнуть лицеи и гимназии от профилизации массовой школы, а заинтересованно использовать их ресурсы для этой цели, в том числе стимулы социального и материального характера. В организации учебного процесса многие гимназии и лицеи все еще руководствуются Базисным учебным планом 1998 года, который на деле нередко приводит к перегрузке учащихся: вместо 33–36 учебных часов в неделю получается 42 часа и более. В 2004 году утвержден новый Базисный учебный план, который предусматривает возможность углубления по избранным ребенком предметам и одновременно сокращение инвариантной части.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуального учебного плана. С внедрением профильного обучения в массовую практику это будет возможно осуществить во многих общеобразовательных учреждениях, при этом гимназии и лицеи будут продолжать функционировать как “эксклюзивные” модели профильного обучения, учреждения, дающие элитное образование, прием в которые осуществляется, как правило, на основании конкурсных испытаний.

Администрация школы объявила мне, что для того, чтобы подтвердить свой 13-й квалификационный разряд, мне необходимо пройти обучение по программе повышения квалификации на курсах в объеме 70 часов. В связи с чем я вынуждена была дважды в неделю добираться в областной ИППиПК на электричке, тратить на дорогу каждый раз по 60 рублей. Но после того как я прослушала этот курс, мне было официально заявлено, что необходимо прослушать дополнительно еще 70 часов лекций. Я пенсионерка, моя недельная нагрузка в школе составляет 6 часов. Тем не менее с меня требуют подтвердить мою квалификацию. Правомерно ли требование нашей школьной администрации?
Порядок проведения аттестации регламентируется в настоящее время приказом ликвидированного Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908 ”Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”. Одним из основных принципов аттестации педагогов является ее добровольность при аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников.
В связи с внесенными последними изменениями в ФЗ «Об образовании» 122-м законом размеры ставок заработной платы педагогов будут теперь определяться каждым субъектом РФ самостоятельно, исходя из собственных финансовых возможностей и представлений о приоритетах социальной политики.
Тем не менее вопросы установления образовательного ценза педагогических работников и вопросы определения порядка их аттестации органы управления федерального уровня оставили за собой. Ранее в сфере образования существовал единый критерий для проведения аттестации учителей – Тарифно-квалификационные характеристики и требования по должностям педагогических работников. Но данный документ был признан Верховным Судом РФ не нормативным актом, не имеющим юридических последствий и в дальнейшем был полностью аннулирован решением Басманного районного суда города Москвы от 23 апреля 2003 года. Таким образом, в настоящее время никаких объективных критериев для аттестации в принципе не существует. В связи с чем любое решение аттестационной комиссии может быть признано нелигитимным.
Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде. То есть любой педагог может признать результаты очередной аттестации, проведенной на основании отмененных ТКХ, недействительными.
Произвол со стороны органов управления образованием в вопросах проведения аттестации повсеместен и общеизвестен. Разумеется, требование прослушать 140-часовой курс абсолютно незаконно. Тем не менее образовательная сфера, как и вся остальная Россия, продолжает жить, к сожалению, не по закону, а по чиновничьим «понятиям» о правах граждан.

В мае 2005 года мы приняли на работу нового сотрудника. Из справки по форме 2-НДФЛ с его предыдущей службы видно, что в этом году работник не получал вычеты на ребенка. Видимо, сотрудник не представлял туда подтверждающие документы. В нашу бухгалтерию он бумаги принес. Можем ли мы теперь предоставить вычеты на ребенка за январь – апрель 2005 года, когда сотрудник числился на прежней работе?
Нет, вы не можете предоставить вычеты за время с января по апрель, хотя они и положены работнику.
Ведь организация вправе предоставлять стандартные вычеты только по доходам, с которых она производит отчисления в бюджет как налоговый агент. Это следует из пункта 3 статьи 218 НК РФ. А к таким доходам относятся те, которые фирма выплатила сотруднику. Значит, вычеты по суммам, полученным работником от другой организации, не в вашем ведении.
Но когда закончится 2005 год, ваш работник сможет обратиться за такими вычетами в свою налоговую инспекцию. Туда нужно будет подать налоговую декларацию, справку по форме 2-НДФЛ, заявление и документы, подтверждающие право на вычет. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 218 НК РФ. В результате сотруднику пересчитают налоговую базу и сумму НДФЛ за 2005 год. Переплаченные суммы инспекция должна возвратить (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Сотрудница нашей фирмы по совместительству работает на другом предприятии. Скоро она уходит в декрет. Подскажите, кто выплачивает пособие по беременности и родам – только мы или обе организации?
Всю сумму пособия по беременности и родам должна выдать ваша организация. Дело в том, что такая выплата упомянута в пункте 1 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6. А значит, пособие по беременности и родам должно выплачиваться по основному месту работы – там, где находится трудовая книжка работника. На этом настаивает пункт 100 того же Положения.
Кроме того, медицинское учреждение выписывает листок нетрудоспособности только в одном экземпляре. И на основании его копии получить пособие нельзя.

Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того, работаю на дому. Сотрудники регионального ФСС России утверждают: раз я начала работать, то пособие по уходу за ребенком в размере 500 руб. в месяц мне не полагается. Правы ли они?
Чиновники соцстраха не правы, это ясно из статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Здесь четко сказано, что на ежемесячное пособие могут рассчитывать не только те люди, которые сидят с ребенком до полутора лет и не работают. Пособие полагается и тем, кто начал трудиться на условиях неполного рабочего дня или на дому.

На вопросы отвечал
Дмитрий РАСТИМЕШИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru