Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

В редакцию поступает много писем от родителей о фактах массового сокращения в школах ставок педагогов дополнительного образования и о повсеместном введении и увеличении родительской платы за посещение детьми учреждений дополнительного образования. Мы попытаемся объяснить данную тенденцию в российской системе образования.

 

Все дополнительное – платно

Действительно, в подавляющем большинстве регионов и муниципальных образований России, являющихся дотационными, – а таковых более двух третей после принятия легендарного 122-го закона – идет планомерное сокращение бюджетных расходов на содержание образовательных учреждений. Сокращаются расходы на содержание учреждений дополнительного образования и ассигнования на содержание школ за рамками основных образовательных программ. В этом, очевидно, и состоит практическая реализация недавно провозглашенного проекта в области образования.
Ведь с 1 января 2006 года во многих регионах вводится так называемое нормативно-подушевое финансирование школ. Смысл данного нововведения состоит в том, что текущие расходы каждой школы будут финансироваться из бюджетов субъектов Российской Федерации по одинаковым для всех школ в регионе нормативам по расчету на одного ребенка.
Так, например, в Москве, в зависимости от категории школы, на одного ребенка в год из бюджета выделяется от 24 до 50 тысяч рублей в 2005 году. А в Ярославле, для сравнения, этот норматив составил от 12 до 18 тысяч рублей. Парадокс реализации данного национального проекта в образовании состоит в том, что чем беднее регион, тем меньшим будет этот норматив в расчете на одного обучаемого.
То есть на обучение детей в школах бедных регионов государство будет тратить меньше денег, чем в богатых. Это будет соответственно влиять на качество получаемого образования и как следствие – на дальнейшую социальную траекторию детей, обучаемых на данных территориях. Для того же, чтобы получить качественное образование в экономически неблагополучных регионах, которые являются, естественно, и более бедными, ученики, а вернее их родители, будут вынуждены оплачивать его из своего личного кармана.
Указанные нормированные денежные средства из региональной казны школы тратят исключительно на заработную плату педагогов, так как на остальные цели их не хватает вовсе. Для того чтобы не уменьшать количество учителей в связи с реализацией указанного псевдонационального проекта, директора школ вынуждены проводить частичное сокращение штатов. Оно проводится пока в основном за счет педагогов дополнительного образования.
Что же касается повсеместного введения родительской платы в учреждениях дополнительного образования, то этот факт также является следствием проводимых Правительством России административных реформ. Теперь учреждения дополнительного образования вынуждены существовать исключительно за счет средств местных бюджетов, в которых в свою очередь нет средств на их содержание. И в тех городах, где эти учреждения пока не ликвидированы, проводится эксперимент – их пока, чтобы не закрыть, пытаются содержать за счет родительской платы.
О дальнейших составляющих в реализации президентского национального проекта в образовательной отрасли мы будем информировать родителей в следующих консультациях.

Дмитрий РАСТИМЕШИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru