Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС

Кому нужен полет стрекозы?
К опыту ребенка, каким бы незначительным он ни казался, надо относиться бережно

«Мама, я сегодня видел стрекозу», – говорит пятилетний сынишка своей маме. «Да, а что ты получил за чтение?» – устало отвечает на это женщина. Ребенок обиженно пытается сказать что-то еще, а потом разворачивается и уходит, сутулясь. Не правда ли, знакомая сцена?
У нас, перегруженных делами взрослых, порой просто не хватает сил вникнуть в то, что пытается сказать нам ребенок, и прожить жизнь вместе с ним. Но от этого даже в бесконечной гонке на выживание опыт маленького человечка не перестает быть для нас чем-то значимым. Ведь это только с точки зрения нашего, а не его выживания полет стрекозы не имеет ценности, не то что отметки. И не стоит так просто отмахиваться от этих и последующих впечатлений и переживаний ребенка.
Мозаика опыта складывается из осколков закономерного и случайного, прогрессивного и отживающего, существенного и второстепенного. Все это одинаково значимо для подрастающего человека. Он еще не умеет разделять и классифицировать эти знания. Для него они лежат как бы все в одной плоскости. Он воспринимает их «здесь и сейчас». И наша задача – помочь ребенку сориентироваться во всем многообразии поступающей к нему информации. Ведь откуда трехлетнему малышу знать, что представления о компьютере его старого прадедушки на самом деле являются не совсем полными и правильными и лучше спросить у папы, которого хоть и трудно застать дома, зато полученные от него сведения будут гораздо более квалифицированными.
Однако более востребованной наша помощь может оказаться в плоскости нравственного опыта. Обычно он приобретается в совместной деятельности. Так в душе ребенка появляется этот замысловатый сплав чувств, поведения и сознания, разобраться в котором ему порой бывает очень трудно без доброго совета и внимательного отношения взрослого. Нравственный опыт передается через восприятие ребенком поведения взрослых, своим примером дающих определенные схемы. И когда ребенок оказывается в подобной ситуации, он сознательно или неосознанно ведет себя точно так же, как вели себя мама или папа в похожей ситуации.
Другой путь передачи нравственного опыта – прямая инструкция. Или через совместное обсуждение с ребенком поведения окружающих. Взрослый выносит свои суждения о причинах и объясняет мотивы поведения других людей.
Ну а самый глубокий опыт, конечно, тот, который «сын ошибок трудных». Это прямые последствия поступков ребенка. Он видит и сам приходит к выводу, что «да, отбирать у Гали мишку было нехорошо, она расстроилась и заплакала. Больше так делать не буду. Не люблю, когда кто-то расстраивается».
Сложность состоит в том, что процесс передачи опыта в семье не имеет границ. Ни для кого не секрет, что воспитание происходит круглосуточно и контролировать его все время практически невозможно. Но родители должны иметь представление о своей роли в этом нелегком деле.

Надежда КОРЕШКОВА,
психолог


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru