РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС
Кому нужен полет стрекозы?
К опыту ребенка, каким бы незначительным
он ни казался, надо относиться бережно
«Мама, я сегодня видел стрекозу», –
говорит пятилетний сынишка своей маме. «Да, а что
ты получил за чтение?» – устало отвечает на это
женщина. Ребенок обиженно пытается сказать
что-то еще, а потом разворачивается и уходит,
сутулясь. Не правда ли, знакомая сцена?
У нас, перегруженных делами взрослых, порой
просто не хватает сил вникнуть в то, что пытается
сказать нам ребенок, и прожить жизнь вместе с ним.
Но от этого даже в бесконечной гонке на выживание
опыт маленького человечка не перестает быть для
нас чем-то значимым. Ведь это только с точки
зрения нашего, а не его выживания полет стрекозы
не имеет ценности, не то что отметки. И не стоит
так просто отмахиваться от этих и последующих
впечатлений и переживаний ребенка.
Мозаика опыта складывается из осколков
закономерного и случайного, прогрессивного и
отживающего, существенного и второстепенного.
Все это одинаково значимо для подрастающего
человека. Он еще не умеет разделять и
классифицировать эти знания. Для него они лежат
как бы все в одной плоскости. Он воспринимает их
«здесь и сейчас». И наша задача – помочь ребенку
сориентироваться во всем многообразии
поступающей к нему информации. Ведь откуда
трехлетнему малышу знать, что представления о
компьютере его старого прадедушки на самом деле
являются не совсем полными и правильными и лучше
спросить у папы, которого хоть и трудно застать
дома, зато полученные от него сведения будут
гораздо более квалифицированными.
Однако более востребованной наша помощь может
оказаться в плоскости нравственного опыта.
Обычно он приобретается в совместной
деятельности. Так в душе ребенка появляется этот
замысловатый сплав чувств, поведения и сознания,
разобраться в котором ему порой бывает очень
трудно без доброго совета и внимательного
отношения взрослого. Нравственный опыт
передается через восприятие ребенком поведения
взрослых, своим примером дающих определенные
схемы. И когда ребенок оказывается в подобной
ситуации, он сознательно или неосознанно ведет
себя точно так же, как вели себя мама или папа в
похожей ситуации.
Другой путь передачи нравственного опыта –
прямая инструкция. Или через совместное
обсуждение с ребенком поведения окружающих.
Взрослый выносит свои суждения о причинах и
объясняет мотивы поведения других людей.
Ну а самый глубокий опыт, конечно, тот, который
«сын ошибок трудных». Это прямые последствия
поступков ребенка. Он видит и сам приходит к
выводу, что «да, отбирать у Гали мишку было
нехорошо, она расстроилась и заплакала. Больше
так делать не буду. Не люблю, когда кто-то
расстраивается».
Сложность состоит в том, что процесс передачи
опыта в семье не имеет границ. Ни для кого не
секрет, что воспитание происходит круглосуточно
и контролировать его все время практически
невозможно. Но родители должны иметь
представление о своей роли в этом нелегком деле.
Надежда КОРЕШКОВА,
психолог
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|