НАБЕРЕЖНАЯ ЭПОХИ
Принцип поведения
Фрагменты статьи Ю. ЛОТМАНА "Декабрист
в повседневной жизни"*
Декабристы создали для России новый тип
человека, – писал замечательный исследователь и
знаток культуры Юрий Михайлович Лотман. Их
поведение в быту, поступки, отношения в семье и
друг к другу, мысли и чувства – все стало
предметом его внимания.
...Декабристы проявили значительную
творческую энергию в создании особого типа
русского человека, резко отличного по своему
поведению от всего, что знала предшествующая
история. В этом смысле они выступили как
подлинные новаторы.
Приведем один исключительно выразительный
пример. Пушкин записал характерный разговор:
«Дельвиг звал однажды Рылеева к девкам. “Я
женат”, – отвечал Рылеев. “Так что же, – сказал
Дельвиг, – разве ты не можешь отобедать в
ресторации потому только, что у тебя дома есть
кухня?”» Зафиксированный Пушкиным разговор
Дельвига и Рылеева интересен не столько для
реконструкции реально-биографических черт их
поведения, сколько для понимания их отношения к
самому принципу поведения. Перед нами –
столкновение «игрового» и «серьезного»
отношения к жизни. Рылеев – человек серьезного
поведения. Не только на уровне высоких
идеологических построений, но и в быту такой
подход подразумевает для каждой значимой
ситуации некоторую единственную норму
правильных действий. Дельвиг, как и арзамасцы или
члены «Зеленой лампы», реализует игровое
поведение, амбивалентное по сути: в реальную
жизнь переносится ситуация игры, позволяющая
считать в определенных позициях допустимой
условную замену «правильного» поведения
противоположным.
Декабристы культивировали серьезность как норму
поведения. Завалишин характерно подчеркивал, что
он “был всегда серьезным” и даже в детстве
“никогда не играл”. Столь же отрицательным было
отношение декабристов к культуре словесной игры
как форме речевого поведения. В процитированном
обмене репликами собеседники, по сути, говорят на
разных языках: Дельвиг совсем не предлагает
всерьез воспринимать его слова как декларацию
моральных принципов – его интересует острота
высказывания, mot. Рылеев же не может наслаждаться
парадоксом там, где обсуждаются этические
истины, каждое его высказывание – программа.
Д.И.Завалишин, прибыв в Петербург из
кругосветного плавания в 1824 г., повел себя так
(причем именно в сфере бытового поведения: он
отказался воспользоваться рекомендательным
письмом к Аракчееву), что последний сказал
Батенькову: “Так это-то Завалишин! Ну, послушай
же, Гаврило Степанович, что я тебе скажу: он,
должно быть, или величайший гордец, весь в
батюшку, или либерал”. Здесь характерно уже то,
что, по представлению Аракчеева, «гордец» и
«либерал» должны себя вести одинаково. Любопытно
и другое: своим поведением Завалишин, еще не
успев вступить на политическое поприще, себя
демаскировал. Однако никому из его
друзей-декабристов не пришло в голову обвинять
его в этом, хотя они были уже не восторженными
пропагандистами эпохи Союза благоденствия, а
конспираторами, готовившимися к решительным
выступлениям. Напротив того, если бы Завалишин,
проявив умение маскировки, отправился на поклон
к Аракчееву, поведение его, вероятнее всего,
вызвало бы осуждение, а сам он возбудил бы к себе
недоверие. Характерно, что близость Батенькова к
Аракчееву вызывала неодобрение в кругах
заговорщиков.
Напомним цитату из “Записок” типичного, по
характеристике П.Е.Щеголева, декабриста
Н.В.Басаргина: “Помню, что однажды я читал как-то
жене моей только что тогда вышедшую поэму
Рылеева «Войнаровский» и при этом невольно
задумался о своей будущности.
– О чем ты думаешь? – спросила меня она.
– Может быть, и меня ожидает ссылка, – сказал я.
– Ну, что же, я тоже приеду утешить тебя,
разделить твою участь. Ведь это не может
разлучить нас, так об чем же думать?”
Если поэзия декабристов была исторически в
значительной мере заслонена творчеством их
гениальных современников – Жуковского,
Грибоедова и Пушкина, если политические
концепции декабристов устарели уже для
поколения Белинского и Герцена, то именно в
создании совершенно нового для России типа
человека вклад их в русскую культуру оказался
непреходящим и своим приближением к норме, к
идеалу напоминающим вклад Пушкина в русскую
поэзию.
Весь облик декабриста был неотделим от чувства
собственного достоинства. Оно базировалось на
исключительно развитом чувстве чести и на вере
каждого из участников движения в то, что он –
великий человек. Поражает даже некоторая
наивность, с которой Завалишин писал о тех своих
однокурсниках, которые, стремясь к чинам, бросили
серьезные теоретические занятия, “а потому
почти без исключения обратились в простых
людей”.
Это заставляло каждый поступок рассматривать
как имеющий значение, достойный памяти потомков,
внимания историков, имеющий высший смысл. Отсюда,
с одной стороны, известная картинность или
театрализованность бытового поведения, а с
другой – вера в значимость любого поступка и,
следовательно, исключительно высокая
требовательность к нормам бытового поведения.
Чувство политической значимости всего своего
поведения заменилось в Сибири, в эпоху, когда
историзм стал ведущей идеей времени, чувством
значимости исторической.
“Лунин живет для истории”, – писал Сутгоф
Муханову. Сам Лунин, сопоставляя себя с вельможей
Новосильцевым (при известии о смерти последнего),
писал: “Какая противоположность в наших судьбах!
Для одного – эшафот и история, для другого –
председательское кресло в Совете и
адрес-календарь”. Любопытно, что в этой записи
реальная судьба – эшафот, председательство в
Совете – выражение в том сложном знаке, которым
для Лунина является человеческая жизнь (жизнь –
имеет значение). Содержанием же является наличие
или отсутствие духовности, которое в свою
очередь символизируется в определенном тексте:
строке в истории или строчке в адрес-календаре.
Л.Н.Толстой, говоря о декабристах, различал
понятия идей и личностей. В дневнике
Т.Л.Толстой-Сухотиной есть на этот счет
исключительно интересная запись: “Репин все
просит рара дать ему сюжет <...> Вчера рара
говорил, что ему пришел в голову один сюжет,
который, впрочем, его не вполне удовлетворяет.
Это момент, когда ведут декабристов на виселицы.
Молодой Бестужев-Рюмин увлекся
Муравьевым-Апостолом – скорее личностью его, чем
идеями, – и все время шел с ним заодно и только
перед казнью ослабел, заплакал, и Муравьев обнял
его, и они пошли вдвоем к виселице”. Трактовка
Толстого очень интересна; мысль его постоянно
привлечена к людям 14 декабря, но именно в первую
очередь – людям, которые ему ближе и роднее, чем
идеи декабризма.
Декабристы внесли в поведение человека единство,
но не путем реабилитации жизненной прозы, а тем,
что, пропуская жизнь через фильтры героических
текстов, просто отменили то, что не подлежало
занесению на скрижали истории. Прозаическая
ответственность перед начальниками заменялась
ответственностью перед историей, а страх смерти
– поэзией чести и свободы. “Мы дышим свободою”,
– произнес Рылеев 14 декабря на площади.
Перенесение свободы из области идей и теорий в
“дыхание” – в жизнь. В этом суть и значение
бытового поведения декабриста.
* Ю. М. Лотман. Избранные статьи
в 3 тт., Таллинн, 1992. Т. 1.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|