Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАБЕРЕЖНАЯ ЭПОХИ

Закон чести
Люди, без которых история была бы простой случайностью

В русской истории вряд ли найдется более десяти дат, которые известны всем, от мала до велика. Одна из них – 14 декабря 1825 года.
Если спросить, какие первые ассоциации возникают при слове «декабрист», многие ответят – барельеф с пятью казненными и кадры из фильма «Звезда пленительного счастья»: имена жертв и образы блестящих молодых офицеров.
Со временем декабристские идеи сохранились в основном в учебниках и специальных исследованиях, а в живой памяти остались люди, ставшие для многих символом чести. Может быть, именно потому, что впервые в России благородство посмело противостоять истории. И в этом смысле – победило.

П.И.ПЕСТЕЛЬ

А.И.ЯКУБОВИЧ

Н.И.ТУРГЕНЕВ

А.Е.РОЗЕН

К.Ф.РЫЛЕЕВ

М.С.ЛУНИН

Н.А.БЕСТУЖЕВ

С.И.МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ

…Жило-было общество. Начинается, как сказка; сказка и есть, слушайте. Общество называется Тайным. Кто назвал его тайным и почему оно так именовалось – не известно. Тайное – и только, и где же – в России! Русский человек, каков ни есть, весь налицо; он на даль не годится, он хорош и берет только накоротке; так и оказалось на деле! Бывало, соберутся люди-братья. Сколько тут шуму, и бойкости, и решимости; но нет действия – и люди расходятся, и опять затишье в тех же умах, которые испытуются лишь на деле…
А.В.Поджио. «Воспоминания»

* * *
Союз благоденствия удовлетворял стремлениям тех, которые искали в жизни не одних удовольствий, но истинной нравственной пользы, собственной и всех ближних.
…Взаимное уважение было основано не на светских приличиях и не на привычке, приобретенной образованием, но на стремлении каждого ко всему, что носит печать истины и правды.
Е.П.Оболенский. «Воспоминания»

* * *
С намерениями чистыми, но без опытности, без знания общественных отношений, они принимали к сердцу каждую несправедливость.
...В этом случае разительный для меня пример представляет Бестужев-Рюмин. Он сам сознавался, что при известии о каком-либо дурном поступке, особенно когда дело шло об угнетении сильным слабого, он возмущался до неистовства. А между тем, сколько я мог его понять, это был самый добрый, самый мягкий, скажу более, самый простодушный юноша, который, конечно, не мог бы равнодушно смотреть, как отнимают жизнь у последнего животного.
Н.В.Басаргин «Воспоминания»

* * *
Надобно сказать, что и политический характер, принятый Обществом, подчинялся нравственному, принятому в основание Общества.
Е.П.Оболенский. «Воспоминания»

* * *
Цель, всегда говорили мы, не оправдывает средства. Принцип, согласно которому цель не оправдывала средств, противоречил взглядам даже тех, кто, видя, как всякое начинание встречает непреодолимые трудности, пытался побудить нас принять за правило соискание государственных должностей, дабы, занимая влиятельные посты, они могли действовать более плодотворно. Быть может, впоследствии скажут, что, руководствуясь подобными правилами, общество само обрекало себя на бессилие. Не спорю; но таковы были его принципы.
Н.И.Тургенев. «Россия и русские»

* * *
– Неужели ты думаешь, что я сомневался хоть минуту в своем назначении, – сказал Рылеев. – Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящих россиян.
Н.А.Бестужев. «Воспоминание о Рылееве»

* * *
Всех подсудимых спрашивали: «Что побудило вас вступить в тайное общество?» Главная общая причина была едина, но ответы были различны: любовь к отечеству; обещание императора на Варшавском сейме 15 марта 1818 года; пример самых образованных и нравственных мужей в обществе, злоупотребления начальников; грабительство и воровство бюрократии; всеподавляющая темнота сравнительно с государствами благоустроенными; общая повсеместная безурядица сверху и снизу...
А.Е.Розен. «Записки декабриста»

* * *
Государь принял Н.А.Бестужева ласково, был тронут его выражениями и чувствами, исполненными высокой любви к отечеству, и сказал ему: «Вы знаете, что все в моих руках, что могу простить вам, и если бы мог увериться в том, что впредь буду иметь в вас верного слугу, то готов простить вас». – «Ваше величество! в том и несчастье, – ответил Бестужев, – что вы все можете сделать; что вы выше закона: желаю, чтобы впредь жребий ваших подданных зависел от закона, а не от вашей угодности».
А.Е.Розен. «Записки декабриста»

* * *
В сношениях наших с людьми мы могли обманываться, заблуждаться, принимать позолоту за чистый металл; но все это не могло поколебать твердости наших правил и наших убеждений. Одним словом, в большей части из нас стихия нравственная была более или менее обеспечена от всякого внешнего и нового влияния.
Н.В.Басаргин. «Воспоминания»

* * *
В 6 часов вечера я был представлен к допросу генерал-адъютанта Левашева и потом удостоился видеть самого государя. «Штейнгель, и вы тут? – сказал он. – Так ты знал о их замыслах?» – «Знал, государь, от Рылеева». – «Знал и не сказал – не стыдно ли?» – «Государь, я не мог и мысли допустить дать кому-нибудь право назвать меня подлецом!»
В.И.Штейнгель. «Записки»

* * *
…Можно сказать утвердительно, что все образованные люди или имевшие притязание быть такими принадлежали к тайному обществу если не по спискам, то по цели и по собственному стремлению.
…Зло, самоволие высших и самоуправство низших начальников обнаруживали страшную наглость, так что А.А.Бестужев мог правдиво ответить комиссии на вопрос, в чем же состояли эти злоупотребления: «У нас кто смел, тот грабит, а кто не смел, тот крадет!»
А.Е.Розен. «Записки декабриста»

* * *
Мы исповедовали культ закона, вы исповедуете культ личности. Вы взялись очистить Россию от заразы либеральных идей и окунули ее в бездну невоздержанности, в пороки шпионства и мрак невежества. Вы погасили рукой палача умы, которые освещали и руководили развитием общественного движения и что вы поставили на их место. Мы, в свою очередь, вызываем вас
на суд современников и потомства: отвечайте!
М.С.Лунин. «Взгляд на русское тайное общество с 1816 до 1836 года»

* * *
Когда их привели к виселице, Сергей Муравьев просил позволенья помолиться; он стал на колени и громко произнес: “Боже, спаси Россию и царя!” Для многих такая молитва казалась непонятною, но Сергей Муравьев был с глубокими христианскими убеждениями и молил за царя, как молил Иисус на кресте за врагов своих.
И.Д.Якушкин. «Записки»

Полосу подготовили Анатолий БЕРШТЕЙН и Дмитрий КАРЦЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru