ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Объяснить легче, чем научить
У каждого учителя свой метод
преподавания, но не все одинаково эффективны
Обобщенный взгляд на различные
педагогические методики прислал автор прошлого
выпуска «Меридиана» Мишель МЮЛА.
Предположим, очередная тема нашей
стандартной школьной программы – обучение езде
на велосипеде. Как справятся с ней преподаватели?
Традиционный учитель, заслуженный,
методически грамотный, объяснит детям
устройство велосипеда, используя классический
трехчастный план, записанный каллиграфическим
почерком на доске. Домашнее задание на следующий
урок – выучить краткое содержание лекции.
Назавтра педагог вызовет к доске одного из
учеников и, развернув лицом к ребятам, скажет:
“Ну-ка, Мэтью, расскажи мне про велосипед”.
Сторонник наглядного обучения раздаст
классу распечатанные листы с яркими рисунками
велосипеда и объяснит, что на них изображено. В
конце урока он скажет: “Если вы хорошо все
выучите, то сумеете прокатиться на велосипеде”.
Молодой педагог, владеющий ИКТ
(информационно-компьютерные технологии),
проведет урок в специально оборудованном
кабинете, где покажет на большом экране красивую
презентацию, обводя по ходу лекции лазерным
лучом отдельные детали велосипеда. “Теперь-то вы
уж точно научитесь ездить на велосипеде”, –
скажет он, выключая компьютер.
Учитель-психолог принесет на урок
старинный дедушкин велосипед, поставит его на
подмостки, организует всматривание в каждую
деталь, разделит класс на группы, разрешит
подойти поближе. “Только не трогай ничего, Фарид,
а то уронишь”, – скажет он. А спустя некоторое
время горестно заметит: “Я сделал все возможное,
но они до сих пор не научились кататься. Мне
достался класс недоумков”.
Поклонник активного обучения найдет
пять велосипедов, разобьет класс на пять групп, в
каждой определит роли, один садится в седло,
другой держит справа, третий слева… Установит
очередность. Кто-то научится, кто-то нет, несмотря
на все усилия. “Так устроено общество”, – скажет
учитель в конце концов.
Педагог школы Френе (или просто хороший
учитель) вынесет проблему на совет класса, где
сформируется группа ребят, желающих научиться
ездить на велосипеде. Они возьмут велосипеды и
пойдут кататься во двор. Остальные в это время
займутся, например, приготовлением кекса, а
Мелина и Мэтью – опытами с электричеством.
Мелина уже умеет кататься на велосипеде. Она,
конечно, поможет одноклассникам. А Мэтью сегодня
не захотел осваивать новый транспорт, но со
временем обязательно изменит свое мнение, потому
что не захочет оставаться единственным
пешеходом в классе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|