Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Объяснить легче, чем научить
У каждого учителя свой метод преподавания, но не все одинаково эффективны

Обобщенный взгляд на различные педагогические методики прислал автор прошлого выпуска «Меридиана» Мишель МЮЛА.

Предположим, очередная тема нашей стандартной школьной программы – обучение езде на велосипеде. Как справятся с ней преподаватели?

Традиционный учитель, заслуженный, методически грамотный, объяснит детям устройство велосипеда, используя классический трехчастный план, записанный каллиграфическим почерком на доске. Домашнее задание на следующий урок – выучить краткое содержание лекции. Назавтра педагог вызовет к доске одного из учеников и, развернув лицом к ребятам, скажет: “Ну-ка, Мэтью, расскажи мне про велосипед”.

Сторонник наглядного обучения раздаст классу распечатанные листы с яркими рисунками велосипеда и объяснит, что на них изображено. В конце урока он скажет: “Если вы хорошо все выучите, то сумеете прокатиться на велосипеде”.

Молодой педагог, владеющий ИКТ (информационно-компьютерные технологии), проведет урок в специально оборудованном кабинете, где покажет на большом экране красивую презентацию, обводя по ходу лекции лазерным лучом отдельные детали велосипеда. “Теперь-то вы уж точно научитесь ездить на велосипеде”, – скажет он, выключая компьютер.

Учитель-психолог принесет на урок старинный дедушкин велосипед, поставит его на подмостки, организует всматривание в каждую деталь, разделит класс на группы, разрешит подойти поближе. “Только не трогай ничего, Фарид, а то уронишь”, – скажет он. А спустя некоторое время горестно заметит: “Я сделал все возможное, но они до сих пор не научились кататься. Мне достался класс недоумков”.

Поклонник активного обучения найдет пять велосипедов, разобьет класс на пять групп, в каждой определит роли, один садится в седло, другой держит справа, третий слева… Установит очередность. Кто-то научится, кто-то нет, несмотря на все усилия. “Так устроено общество”, – скажет учитель в конце концов.

Педагог школы Френе (или просто хороший учитель) вынесет проблему на совет класса, где сформируется группа ребят, желающих научиться ездить на велосипеде. Они возьмут велосипеды и пойдут кататься во двор. Остальные в это время займутся, например, приготовлением кекса, а Мелина и Мэтью – опытами с электричеством. Мелина уже умеет кататься на велосипеде. Она, конечно, поможет одноклассникам. А Мэтью сегодня не захотел осваивать новый транспорт, но со временем обязательно изменит свое мнение, потому что не захочет оставаться единственным пешеходом в классе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru