Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

3.jpg (12751 bytes)

В чью пользу счет?
Социологи сравнили традиционные и альтернативные школы

Не так давно мы писали о противоречивых результатах сравнительного анализа результатов работы обычных и инновационных школ Америки (№ 71). Сегодня об аналогичном исследовании рассказывает европейский социолог МАРИ-ЛОР ВИО.

Мы работали с разными школьными командами. Наличие команды единомышленников – непременное условие существования нестандартной школы, будь то школа Френе, Монтессори, Корчака или Дьюи… Мы выделили некоторые общие принципы, свойственные всем инновационным педагогическим системам: включение ребенка в активную деятельность, связанную с его личными интересами, потребностями реальной жизни; открытость внешнему миру; создание условий для самовыражения ученика и для общения с другими детьми; осуществление межпредметных проектов. Ребенок принимает на себя ответственность за собственное образование, все проблемы, связанные с взаимодействием в группе, решаются путем коллективных обсуждений.
Исследование показало, что инновационные школы, несмотря на скептицизм официальных лиц и значительной части общества, работают чрезвычайно эффективно. Особенно если не ограничиваться подсчетом процента поступивших в университет. Да и здесь все не так печально. Многие воспитанники инновационных школ успешно преодолевают экзаменационный барьер, некоторые недотягивают до пропускного балла. Однако надо учитывать, что это дети, как правило, пережившие неуспех в традиционной системе, имевшие множество пробелов, психологических проблем.
Если же анализировать долговременный эффект, можно с уверенностью утверждать, что выпускники инновационных школ более открыты, менее агрессивны, чувствуют себя в достаточной степени реализованными, востребованными, им не чужды культурные интересы, они готовы учиться дальше. Еще один важный признак: повзрослев, они тепло вспоминают о школе, с удовольствием возвращаются туда время от времени.
У всякой школы есть свои проблемы. У нестандартных школ и проблемы специфические. Одна из самых серьезных – адаптация ребенка в новых условиях. Даже первоклассник, опираясь на семейные традиции, общественное мнение, имеет представление о том, как надо учить, как положено вести себя на уроке, за что ставят оценки. Попадая в необычную среду, он теряет ориентиры, ему приходится делать не просто непривычные вещи, но вроде бы несерьезные, не важные, с точки зрения ближайшего окружения. Если ребенок остается в школе надолго, он успевает войти в работу, а если его привели в выпускной класс и ждут немедленных волшебных изменений?
Первые месяцы пребывания ученика в нестандартной школе протекают обычно довольно вяло. Груз прошлых неудач, непонимание целей и условий непривычной работы делают ученика пассивным, заставляют его держаться в некотором отдалении. К тому же свобода, доброжелательная атмосфера отвлекают от учебы, если уже сформировалась привычка учиться только из-под палки, уже выработалось отвращение к самому процессу образования. Досаду и разочарование в этой ситуации испытывают не только родители, надеявшиеся на чудесную методику, но и учителя. Им кажется, что у них ничего не получается. Педагоги удваивают усилия, пытаются осуществить одновременно десятки прекрасных проектов. Не видя мгновенных результатов, чувствуя недоверие родителей, настороженность чиновников (доходящую до агрессии), учителя начинают сами сомневаться в правильности избранного пути. Огромное количество трудных детей, постоянный приток новичков порой становятся причиной распада педагогической команды – у людей просто не хватило сил. А общество никак их не поддержало.
Спрашивается, почему ни одно государство, ни одна страна не поддерживают в должной мере альтернативное образование?
Надо сказать, большинство так называемых инновационных школ были созданы еще сто лет назад, в начале ХХ века. И многие ставили перед собой цель – изменить мир, воспитав новых людей, критически мыслящих, активных, ответственных, умеющих сотрудничать. Получается, такие люди не слишком нужны сегодняшнему обществу, современным политикам.
Да и коллеги-учителя не проявляют большого интереса к опыту нетрадиционных школ. Дело не в том, что этот опыт не всегда можно воспроизвести, тем более частично, перенимая отдельные приемы, а не систему в целом (такие заимствования происходят, но толку от них мало). Ожидания родителей, чиновников, существующая система подготовки кадров делают обычного учителя совершенно невосприимчивым к новому. Он не чувствует необходимости что-то менять: все работает как положено. Разве что общение с детьми заставляет задуматься о несовершенстве системы. Но этого недостаточно, ведь остальные участники процесса довольны. Мы снова вернулись к незаинтересованности государства, общества в развитии альтернативных школ. Поэтому, как бы ни были они хороши, ближайшее будущее их сомнительно.
А дальняя перспектива? Современная школа переживает кризис. Все больше детей оказываются за дверью – они не соответствуют стандарту. Только нестандартные школы в большом количестве вернут им уверенность в себе, желание учиться. Хочется надеяться, что европейское общество все-таки движется в сторону свободы, демократии, а значит, наконец-то оценит преимущества школы, воспитывающей активных, разумных граждан. То есть в далеком будущем школа, наверное, изменится…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru