ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
В чью пользу счет?
Социологи сравнили традиционные и
альтернативные школы
Не так давно мы писали о противоречивых
результатах сравнительного анализа результатов
работы обычных и инновационных школ Америки (№
71). Сегодня об аналогичном исследовании
рассказывает европейский социолог МАРИ-ЛОР ВИО.
Мы работали с разными школьными
командами. Наличие команды единомышленников –
непременное условие существования
нестандартной школы, будь то школа Френе,
Монтессори, Корчака или Дьюи… Мы выделили
некоторые общие принципы, свойственные всем
инновационным педагогическим системам:
включение ребенка в активную деятельность,
связанную с его личными интересами,
потребностями реальной жизни; открытость
внешнему миру; создание условий для
самовыражения ученика и для общения с другими
детьми; осуществление межпредметных проектов.
Ребенок принимает на себя ответственность за
собственное образование, все проблемы, связанные
с взаимодействием в группе, решаются путем
коллективных обсуждений.
Исследование показало, что инновационные школы,
несмотря на скептицизм официальных лиц и
значительной части общества, работают
чрезвычайно эффективно. Особенно если не
ограничиваться подсчетом процента поступивших в
университет. Да и здесь все не так печально.
Многие воспитанники инновационных школ успешно
преодолевают экзаменационный барьер, некоторые
недотягивают до пропускного балла. Однако надо
учитывать, что это дети, как правило, пережившие
неуспех в традиционной системе, имевшие
множество пробелов, психологических проблем.
Если же анализировать долговременный эффект,
можно с уверенностью утверждать, что выпускники
инновационных школ более открыты, менее
агрессивны, чувствуют себя в достаточной степени
реализованными, востребованными, им не чужды
культурные интересы, они готовы учиться дальше.
Еще один важный признак: повзрослев, они тепло
вспоминают о школе, с удовольствием возвращаются
туда время от времени.
У всякой школы есть свои проблемы. У
нестандартных школ и проблемы специфические.
Одна из самых серьезных – адаптация ребенка в
новых условиях. Даже первоклассник, опираясь на
семейные традиции, общественное мнение, имеет
представление о том, как надо учить, как положено
вести себя на уроке, за что ставят оценки. Попадая
в необычную среду, он теряет ориентиры, ему
приходится делать не просто непривычные вещи, но
вроде бы несерьезные, не важные, с точки зрения
ближайшего окружения. Если ребенок остается в
школе надолго, он успевает войти в работу, а если
его привели в выпускной класс и ждут немедленных
волшебных изменений?
Первые месяцы пребывания ученика в
нестандартной школе протекают обычно довольно
вяло. Груз прошлых неудач, непонимание целей и
условий непривычной работы делают ученика
пассивным, заставляют его держаться в некотором
отдалении. К тому же свобода, доброжелательная
атмосфера отвлекают от учебы, если уже
сформировалась привычка учиться только из-под
палки, уже выработалось отвращение к самому
процессу образования. Досаду и разочарование в
этой ситуации испытывают не только родители,
надеявшиеся на чудесную методику, но и учителя.
Им кажется, что у них ничего не получается.
Педагоги удваивают усилия, пытаются осуществить
одновременно десятки прекрасных проектов. Не
видя мгновенных результатов, чувствуя недоверие
родителей, настороженность чиновников
(доходящую до агрессии), учителя начинают сами
сомневаться в правильности избранного пути.
Огромное количество трудных детей, постоянный
приток новичков порой становятся причиной
распада педагогической команды – у людей просто
не хватило сил. А общество никак их не поддержало.
Спрашивается, почему ни одно государство, ни одна
страна не поддерживают в должной мере
альтернативное образование?
Надо сказать, большинство так называемых
инновационных школ были созданы еще сто лет
назад, в начале ХХ века. И многие ставили перед
собой цель – изменить мир, воспитав новых людей,
критически мыслящих, активных, ответственных,
умеющих сотрудничать. Получается, такие люди не
слишком нужны сегодняшнему обществу,
современным политикам.
Да и коллеги-учителя не проявляют большого
интереса к опыту нетрадиционных школ. Дело не в
том, что этот опыт не всегда можно воспроизвести,
тем более частично, перенимая отдельные приемы, а
не систему в целом (такие заимствования
происходят, но толку от них мало). Ожидания
родителей, чиновников, существующая система
подготовки кадров делают обычного учителя
совершенно невосприимчивым к новому. Он не
чувствует необходимости что-то менять: все
работает как положено. Разве что общение с детьми
заставляет задуматься о несовершенстве системы.
Но этого недостаточно, ведь остальные участники
процесса довольны. Мы снова вернулись к
незаинтересованности государства, общества в
развитии альтернативных школ. Поэтому, как бы ни
были они хороши, ближайшее будущее их
сомнительно.
А дальняя перспектива? Современная школа
переживает кризис. Все больше детей оказываются
за дверью – они не соответствуют стандарту.
Только нестандартные школы в большом количестве
вернут им уверенность в себе, желание учиться.
Хочется надеяться, что европейское общество
все-таки движется в сторону свободы, демократии,
а значит, наконец-то оценит преимущества школы,
воспитывающей активных, разумных граждан. То
есть в далеком будущем школа, наверное,
изменится…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|