ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Целый год на страницах
«Образовательного меридиана» мы рассказывали о
разных учителях из разных стран, разных
методиках, проблемах и удачах. Подводя итоги,
хочется из разрозненных кусочков мозаики
сложить целостную картину.
Пятилетка европейского образования
Доклад ЕС проанализировал проблемы
современной школы и наметил перспективы ее
развития
Общий взгляд на состояние европейской
школы дает недавно опубликованный доклад
Европейского совета. Читая его, можно понять,
насколько реализуются те задачи, которые в
начале тысячелетия, в 2000 году, поставили перед
собой 30 стран Европы, планируя развитие
образования на ближайшие 10 лет.
В 2000 году педагоги вместе с политиками,
социологами и экономистами определили 29
ключевых факторов для описания состояния
системы. Проанализировав ситуацию, наметили
конкретные цели по выделенным позициям, цифры, к
которым следует стремиться и которых можно
достичь, если учесть опыт успешных стран, вложить
определенные средства. Половина десятилетия уже
позади. Что сделано? На что следует обратить
особое внимание? Регулярный мониторинг
достижений и проблем сам по себе является важным
импульсом к развитию.
С малолетства и до старости
Европейцы приобщают детей к образованию очень
рано. 90% малышей в возрасте от трех до пяти будут к
2010 году воспитываться в различных дошкольных
учреждениях. Сегодня только 33% посещают детский
сад.
Школу посещают почти 100% детей, но не всегда
успешно. Каждый четвертый европейский подросток
– малограмотный (умеет складывать буквы, но
плохо понимает смысл прочитанного). Через пять
лет читающих молодых людей должно стать на 5%
больше. К счастью, есть страны, уже преодолевшие
запланированный рубеж: Финляндия (всего 5%
малограмотных), Ирландия, Нидерланды (менее 10%).
Для характеристики состояния образования важно
соотношение количества сильнейших и слабейших
учеников. Этот разрыв минимален именно в
Финляндии и Нидерландах. Их пример доказывает,
что можно хорошо обучать всех, не снижая уровня.
Но кто научит детей читать, если учителей
хронически не хватает? На всю Европу не хватает
ровно миллиона педагогов. К тому же среди
работающих учителей катастрофически много людей
предпенсионного возраста. Прогнозируемый рост
учеников юного и более старшего возраста еще
более обостряет проблему дефицита кадров. Как с
ней справиться? Доклад фиксирует отсутствие
позитивных изменений и конструктивных
предложений.
Другой сложной проблемой образования авторы
доклада считают ее непривлекательность для
значительной части молодежи. В прошлом году 16%
молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет покинули
учебные заведения, не получив необходимых
документов, должной квалификации. Через пять лет
количество недоучек должно сократиться на треть.
В Польше, Словакии, Чехии их уже сейчас не больше
7%. Там активно действуют проекты,
предоставляющие молодым людям второй шанс на
получение среднего образования, продолжение
учебы, создание успешной карьеры.
Образование должно быть доступно в равной
степени и мужчинам, и женщинам. Пока
относительного равноправия полов добились в
Португалии, Эстонии, Латвии.
Высшее образование сегодня получают не более 76%
22-летних молодых людей. А со средним образованием
рассчитывать особенно не на что – риск
безработицы увеличивается почти в 1,5 раза. К 2010
году выпускников вузов станет больше – 85%. Уже
сейчас в Чехии и Словакии студенты составляют 90%
от общего количества молодых людей. Наиболее
динамично в этом направлении развиваются Мальта
и Португалия. Не случайно качество высшего
образования в этих странах ценится за рубежом, в
том числе в России.
Современный человек должен учиться всю жизнь,
уверено Европейское Сообщество. Пока лишь 10%
взрослых людей повышают свой образовательный
уровень. Больше всего их в Швеции, Германии,
Финляндии. Но и там не достигнута плановая цифра,
весьма скромная на первый взгляд – 12,5%. Учитывая,
что за последние три года почти никаких
положительных сдвигов не произошло, авторы
доклада рекомендуют правительствам
стран-участниц ЕС обратить на этот пункт особое
внимание.
Сколько стоит объединение
Европа становится единым экономическим и
культурным пространством. Понимая, как много
предстоит узнать молодым людям, меняющим
профессии и страны, ЕС выдвинуло два
приоритетных направления в образовании: умение
учиться и владение компьютерными технологиями. А
также знание иностранных языков. Предполагается,
что к 2010 году каждый школьник будет знать как
минимум два иностранных языка. Сегодня дети
знают в среднем полтора иностранных языка.
Смешная цифра означает, что одним иностранным
языком, как правило английским, в той или иной
степени владеет каждый школьник, а вот второй
освоили лишь 50% учащихся.
70% европейских школ подключены к интернету. Но 56%
европейских школьников жалуются на то, что
дефицит компьютеров мешает им в должной мере
овладеть новыми технологиями. Самые
компьютеризованные страны – Люксембург и
Шотландия. Здесь на один компьютер приходится
меньше 7 учеников. 80% школ подключено к интернету.
Есть прекрасно разработанные программы
внедрения компьютерных технологий в обучение.
Ради достижения намеченных целей необходимы
крупные финансовые вложения. Сегодня
большинство европейских стран тратит около 5%
валового внутреннего продукта на образование,
Дания и Швеция – примерно 7%. (Для сравнения:
Россия – менее 2%.) В развитие образования в
Европе деньги вкладывают не только государства,
но и негосударственные организации, частные
лица. Средний размер таких инвестиций около 0,5%
ВВП. Для сравнения: в США – 2,3% ВВП. Американские
меценаты тратят на содержание вузов в 8 раз
больше, чем европейские (на дошкольные и школьные
учреждения дают примерно одинаковые суммы).
Перед европейской школой стоит много проблем, не
все из них имеют решение на сегодняшний день, не
всеми достижениями хочется гордиться, хотя есть
и действительно успешные моменты. Российское
образование постепенно становится частью
общеевропейской системы, а значит, должно
представлять себе уровень требований.
По материалам доклада Европейского
Совета
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|