Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Целый год на страницах «Образовательного меридиана» мы рассказывали о разных учителях из разных стран, разных методиках, проблемах и удачах. Подводя итоги, хочется из разрозненных кусочков мозаики сложить целостную картину.

Пятилетка европейского образования
Доклад ЕС проанализировал проблемы современной школы и наметил перспективы ее развития

Общий взгляд на состояние европейской школы дает недавно опубликованный доклад Европейского совета. Читая его, можно понять, насколько реализуются те задачи, которые в начале тысячелетия, в 2000 году, поставили перед собой 30 стран Европы, планируя развитие образования на ближайшие 10 лет.
В 2000 году педагоги вместе с политиками, социологами и экономистами определили 29 ключевых факторов для описания состояния системы. Проанализировав ситуацию, наметили конкретные цели по выделенным позициям, цифры, к которым следует стремиться и которых можно достичь, если учесть опыт успешных стран, вложить определенные средства. Половина десятилетия уже позади. Что сделано? На что следует обратить особое внимание? Регулярный мониторинг достижений и проблем сам по себе является важным импульсом к развитию.

С малолетства и до старости

Европейцы приобщают детей к образованию очень рано. 90% малышей в возрасте от трех до пяти будут к 2010 году воспитываться в различных дошкольных учреждениях. Сегодня только 33% посещают детский сад.
Школу посещают почти 100% детей, но не всегда успешно. Каждый четвертый европейский подросток – малограмотный (умеет складывать буквы, но плохо понимает смысл прочитанного). Через пять лет читающих молодых людей должно стать на 5% больше. К счастью, есть страны, уже преодолевшие запланированный рубеж: Финляндия (всего 5% малограмотных), Ирландия, Нидерланды (менее 10%). Для характеристики состояния образования важно соотношение количества сильнейших и слабейших учеников. Этот разрыв минимален именно в Финляндии и Нидерландах. Их пример доказывает, что можно хорошо обучать всех, не снижая уровня.
Но кто научит детей читать, если учителей хронически не хватает? На всю Европу не хватает ровно миллиона педагогов. К тому же среди работающих учителей катастрофически много людей предпенсионного возраста. Прогнозируемый рост учеников юного и более старшего возраста еще более обостряет проблему дефицита кадров. Как с ней справиться? Доклад фиксирует отсутствие позитивных изменений и конструктивных предложений.
Другой сложной проблемой образования авторы доклада считают ее непривлекательность для значительной части молодежи. В прошлом году 16% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет покинули учебные заведения, не получив необходимых документов, должной квалификации. Через пять лет количество недоучек должно сократиться на треть. В Польше, Словакии, Чехии их уже сейчас не больше 7%. Там активно действуют проекты, предоставляющие молодым людям второй шанс на получение среднего образования, продолжение учебы, создание успешной карьеры.
Образование должно быть доступно в равной степени и мужчинам, и женщинам. Пока относительного равноправия полов добились в Португалии, Эстонии, Латвии.
Высшее образование сегодня получают не более 76% 22-летних молодых людей. А со средним образованием рассчитывать особенно не на что – риск безработицы увеличивается почти в 1,5 раза. К 2010 году выпускников вузов станет больше – 85%. Уже сейчас в Чехии и Словакии студенты составляют 90% от общего количества молодых людей. Наиболее динамично в этом направлении развиваются Мальта и Португалия. Не случайно качество высшего образования в этих странах ценится за рубежом, в том числе в России.
Современный человек должен учиться всю жизнь, уверено Европейское Сообщество. Пока лишь 10% взрослых людей повышают свой образовательный уровень. Больше всего их в Швеции, Германии, Финляндии. Но и там не достигнута плановая цифра, весьма скромная на первый взгляд – 12,5%. Учитывая, что за последние три года почти никаких положительных сдвигов не произошло, авторы доклада рекомендуют правительствам стран-участниц ЕС обратить на этот пункт особое внимание.

Сколько стоит объединение

Европа становится единым экономическим и культурным пространством. Понимая, как много предстоит узнать молодым людям, меняющим профессии и страны, ЕС выдвинуло два приоритетных направления в образовании: умение учиться и владение компьютерными технологиями. А также знание иностранных языков. Предполагается, что к 2010 году каждый школьник будет знать как минимум два иностранных языка. Сегодня дети знают в среднем полтора иностранных языка. Смешная цифра означает, что одним иностранным языком, как правило английским, в той или иной степени владеет каждый школьник, а вот второй освоили лишь 50% учащихся.
70% европейских школ подключены к интернету. Но 56% европейских школьников жалуются на то, что дефицит компьютеров мешает им в должной мере овладеть новыми технологиями. Самые компьютеризованные страны – Люксембург и Шотландия. Здесь на один компьютер приходится меньше 7 учеников. 80% школ подключено к интернету. Есть прекрасно разработанные программы внедрения компьютерных технологий в обучение.
Ради достижения намеченных целей необходимы крупные финансовые вложения. Сегодня большинство европейских стран тратит около 5% валового внутреннего продукта на образование, Дания и Швеция – примерно 7%. (Для сравнения: Россия – менее 2%.) В развитие образования в Европе деньги вкладывают не только государства, но и негосударственные организации, частные лица. Средний размер таких инвестиций около 0,5% ВВП. Для сравнения: в США – 2,3% ВВП. Американские меценаты тратят на содержание вузов в 8 раз больше, чем европейские (на дошкольные и школьные учреждения дают примерно одинаковые суммы).
Перед европейской школой стоит много проблем, не все из них имеют решение на сегодняшний день, не всеми достижениями хочется гордиться, хотя есть и действительно успешные моменты. Российское образование постепенно становится частью общеевропейской системы, а значит, должно представлять себе уровень требований.

По материалам доклада Европейского Совета


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru