Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
КРУГ ВОПРОСОВ

Регионы хотят быть обеспеченными. Учебниками
Издатели и управленцы провели совещание, чтобы понять, как этого можно добиться

Что нужно сделать, чтобы школы получали качественные учебники по доступным ценам? Возможно ли создать добротную «профильную» учебную литературу и учесть при этом риски ранней специализации? Что обещает фондам школьных библиотек новый закон о госзакупках? Издатели учебников и руководители регионального образования встретились, чтобы вместе попытаться ответить на эти вопросы.

На совещание «Актуальные проблемы учебного книгоиздания» в издательстве «Дрофа» приехали главы управлений и департаментов образования из семидесяти регионов страны. Это лишний раз подчеркивает, что обеспечение школ учебниками – проблема из числа важнейших. И любая попытка в ней разобраться встречает поддержку управленцев.
Стартовой точкой совещания стало обсуждение образовательных стандартов. Нынешнюю их версию, утвержденную Владимиром Филипповым, в новом Министерстве образования и науки аккуратно назвали «промежуточной». Поэтому сегодня ведомство разрабатывает стандарты «следующего поколения».
– Мы должны сохранить все лучшее, что было в прошлом, ради развития в будущем, – высказал свою позицию на этот счет генеральный директор «Дрофы» Александр Киселев.
Отсутствие стандартов создает большие сложности для учебного книгоиздания, считают региональные управленцы. Издательствам сложно разрабатывать книги. А органам управления образованием на местах непросто определяться с предметом закупок. Конечно, есть федеральный перечень учебной литературы, но проблему он до конца не решает…
От стандартов фокус обсуждения переместился к задачам сегодняшнего дня, обозначенным правительством и президентом. Например, введение профильного обучения заставляет издательства готовить новые поколения учебников, книг для учителей, разрабатывать широкий набор элективных курсов. При этом редакции стараются учесть возможные риски ранней специализации и сохранить общеобразовательный характер школы.
Понятно, что экспериментальная работа в учебном книгоиздании всегда связана с вероятностью выпустить «неформатный» учебник. И здесь вступает в дело реорганизованный ФЭС – Федеральный экспертный совет по учебникам. Сегодня экспертиза книг для школы проходит с участием РАН и РАО – «Большая» академия берет на себя ее научную часть, а Академия образования – педагогическую.
– Это эксперимент, направленный на повышение качества образования, – рассказал Александр Киселев. По его словам, в качественной экспертизе заинтересованы практически все крупные игроки рынка учебного книгоиздания.
– Однако мы представили в ФЭС больше учебников, чем любое другое издательство, – добавил Александр Киселев.
Далее участники совещания обсудили взаимодействие издателей и региональных органов управления образованием. Изготовители книг рассказали, что им трудно планировать тиражи: зачастую неизвестна потребность в учебниках, нет сведений о числе учеников, о том, насколько укомплектованы фонды школьных библиотек.
По общему мнению, неудачно сложилась и система закупок. Торги ведутся на муниципальном уровне, среди посредников много фирм, не имеющих договора или доверенности от издательства. А новый закон о госзакупках позволит им участвовать непосредственно в торгах. В результате цена одного учебника для конечного потребителя – школьника – может серьезно увеличиться.
Представители регионов и издательств согласились, что выход – в развитии сети региональных представительств. Однако здесь существуют объективные трудности, преодолеть которые удастся не скоро.

Марк САРТАН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru