ПЕРВАЯ ПОЛОСА
КРУГ ВОПРОСОВ
Регионы хотят быть обеспеченными.
Учебниками
Издатели и управленцы провели совещание,
чтобы понять, как этого можно добиться
Что нужно сделать, чтобы школы получали
качественные учебники по доступным ценам?
Возможно ли создать добротную «профильную»
учебную литературу и учесть при этом риски
ранней специализации? Что обещает фондам
школьных библиотек новый закон о госзакупках?
Издатели учебников и руководители регионального
образования встретились, чтобы вместе
попытаться ответить на эти вопросы.
На совещание «Актуальные проблемы
учебного книгоиздания» в издательстве «Дрофа»
приехали главы управлений и департаментов
образования из семидесяти регионов страны. Это
лишний раз подчеркивает, что обеспечение школ
учебниками – проблема из числа важнейших. И
любая попытка в ней разобраться встречает
поддержку управленцев.
Стартовой точкой совещания стало обсуждение
образовательных стандартов. Нынешнюю их версию,
утвержденную Владимиром Филипповым, в новом
Министерстве образования и науки аккуратно
назвали «промежуточной». Поэтому сегодня
ведомство разрабатывает стандарты «следующего
поколения».
– Мы должны сохранить все лучшее, что было в
прошлом, ради развития в будущем, – высказал свою
позицию на этот счет генеральный директор
«Дрофы» Александр Киселев.
Отсутствие стандартов создает большие сложности
для учебного книгоиздания, считают региональные
управленцы. Издательствам сложно разрабатывать
книги. А органам управления образованием на
местах непросто определяться с предметом
закупок. Конечно, есть федеральный перечень
учебной литературы, но проблему он до конца не
решает…
От стандартов фокус обсуждения переместился к
задачам сегодняшнего дня, обозначенным
правительством и президентом. Например, введение
профильного обучения заставляет издательства
готовить новые поколения учебников, книг для
учителей, разрабатывать широкий набор
элективных курсов. При этом редакции стараются
учесть возможные риски ранней специализации и
сохранить общеобразовательный характер школы.
Понятно, что экспериментальная работа в учебном
книгоиздании всегда связана с вероятностью
выпустить «неформатный» учебник. И здесь
вступает в дело реорганизованный ФЭС –
Федеральный экспертный совет по учебникам.
Сегодня экспертиза книг для школы проходит с
участием РАН и РАО – «Большая» академия берет на
себя ее научную часть, а Академия образования –
педагогическую.
– Это эксперимент, направленный на повышение
качества образования, – рассказал Александр
Киселев. По его словам, в качественной экспертизе
заинтересованы практически все крупные игроки
рынка учебного книгоиздания.
– Однако мы представили в ФЭС больше учебников,
чем любое другое издательство, – добавил
Александр Киселев.
Далее участники совещания обсудили
взаимодействие издателей и региональных органов
управления образованием. Изготовители книг
рассказали, что им трудно планировать тиражи:
зачастую неизвестна потребность в учебниках, нет
сведений о числе учеников, о том, насколько
укомплектованы фонды школьных библиотек.
По общему мнению, неудачно сложилась и система
закупок. Торги ведутся на муниципальном уровне,
среди посредников много фирм, не имеющих
договора или доверенности от издательства. А
новый закон о госзакупках позволит им
участвовать непосредственно в торгах. В
результате цена одного учебника для конечного
потребителя – школьника – может серьезно
увеличиться.
Представители регионов и издательств
согласились, что выход – в развитии сети
региональных представительств. Однако здесь
существуют объективные трудности, преодолеть
которые удастся не скоро.
Марк САРТАН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|