ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Зеркальный метод борьбы с иллюзиями
Групповые занятия помогают ментальным
инвалидам составить о себе объективное мнение
В книге Елены Вяхякуопус и Александра
Мелихова «Зеркало» рассказывается о
реабилитационной программе, которая
предназначена для развития самосознания, более
правильной самооценки и социальной активности
подростков с нарушениями интеллектуального
развития. Программа разработана на основе
многолетней работы групп общения-обучения в
рамках русско-финских проектов сотрудничества,
поддерживаемых Европейской комиссией.
Многие видные специалисты по проблемам людей с
нарушениями умственного развития сомневаются,
нужно ли развивать их самосознание, поскольку
познание ими самих себя не принесет им ничего,
кроме новых огорчений. Тогда как пребывание в
утешительных иллюзиях делает их существование в
этом мире более приятным.
У большинства людей с умственной отсталостью
самооценка завышена – это правда. Но не вся,
считают авторы «Зеркала». Вся правда, по их
убеждению, заключается в том, что люди,
погруженные в иллюзии, не способные объективно
оценить себя, постоянно получают травмы от
столкновения с реальной социальной средой, что
справедливо для всех, а не только для людей с
ограниченными возможностями. Но у инвалидов
гораздо меньше шансов выйти из этих столкновений
победителями. Вот почему объективное мнение о
себе им более необходимо, чем людям с сильным и
развитым интеллектом.
Как же совместить такие сложные задачи:
повышение самосознания и сохранение хорошего
мнения о себе? Сделать это нелегко, но можно. Надо
лишь привести в гармонию внешнюю и внутреннюю
оценку подростка с нарушениями
интеллектуального развития. Показателями успеха
на этом пути, индикаторами достигнутой гармонии
служат уменьшение количества конфликтов и
увеличение позитивных контактов между инвалидом
и окружающей его социальной средой.
Еще десять–пятнадцать лет назад люди с
нарушениями умственного развития никак, в
сущности, не участвовали в жизни общества. Вместо
них от их имени действовали родители или
персонал психоневрологических интернатов. Но в
последние годы во многих городах, и прежде всего
в Петербурге, появились клубы и центры дневного
пребывания для таких людей. Действуют программы
включения ментальных инвалидов в жизнь общества.
Это, конечно, прогресс, но увеличение социальных
контактов приумножило и количество конфликтов.
Вот почему программа «Зеркало» направлена на
ослабление остроты этой проблемы, чтобы
контактов с внешней средой у инвалидов
становилось больше, а количество негативных
столкновений уменьшалось.
«Всем нам хочется считать себя немножко лучше,
чем мы есть, – объясняют авторы
подростку-инвалиду. – Все мы нуждаемся в людях,
которые к нам хорошо относятся, любят нас и
помогают нам думать о себе хорошо. Каждому
необходим хороший образ себя. И это правильно.
Когда мы думаем, что мы смелые, добрые, сильные,
это помогает нам совершать хорошие поступки. Но
во всем нужна мера. Хорошо, когда твое мнение о
самом себе подтверждается другими людьми, когда
они думают о тебе примерно так же, как ты сам о
себе. Но как достичь такого равновесия между
правдой и фантазией, которое поможет тебе стать
приятным себе и другим?»
Очень просто, отвечают авторы: «Для того чтобы
узнать о себе больше, нужно, во-первых, наполнить
свою жизнь разнообразными событиями, набираться
жизненного опыта. Во-вторых, узнать, что думают о
тебе другие: беседовать с людьми, задуматься о
своем значении в жизни других – что ты можешь для
них сделать, чем им помочь. В-третьих, необходимо
думать о себе: размышлять над своими поступками,
оценивать свои возможности, достоинства и
недостатки, обсуждать с близкими друзьями свои
взгляды и привычки, понять, чего ты хочешь, чего
боишься, о чем мечтаешь, чем гордишься».
Групповые занятия общения-обучения
соответствуют всем трем задачам: это и новый
жизненный опыт, и общение с друзьями, имеющими те
же проблемы, и возможность обсудить с другими
себя самого. Приступая к занятиям, участники
вместе вырабатывают правила, чтобы всем было
весело и легко. «Никого не тянуть на собрание
насильно. Свободно высказывать свои мнения.
Относиться друг к другу с уважением. Называть
друга так, как ему хочется, чтобы его называли: не
обзываться, не давать уменьшительных имен без
разрешения того, к кому обращаешься. Вести себя,
как взрослые: спокойно, ответственно,
дисциплинированно. Не навязывать свои вкусы и
привычки другим. Хвалить друг друга побольше. Не
ссориться. Давать каждому высказаться. Все по
очереди могут стать ведущими. Каждый может дать
совет и помочь другому».
На занятиях проговариваются интереснейшие темы:
«Когда я был маленьким», «Мой род», ««Мое умение
смеяться», «Мои увлечения», «Я – мужчина. Я –
женщина». «Я – друг». «Я – собеседник», «Я –
обидчик, я – обиженный», «Мои мечты», «Что
украшает мою жизнь».
Какому подростку не захочется доверительно
поговорить обо всем этом в кругу понимающих
друзей под осторожным руководством чуткого
ведущего?
Сергей КАМЕНСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|