Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Нездоровых не приглашаем?
Они мечтают о свободе, но боятся жить среди обычных людей

В Ижевске прошла международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам интеграции интеллектуальных инвалидов в общество.
Корреспондент «ПС» Елена ИВАНИЦКАЯ встретилась с участницей конференции, координатором проекта «Независимое проживание инвалидов» нейропсихологом Еленой ВЯХЯКУОПУС.

– Елена Михайловна, почему интеграция инвалидов в общество буксует?
– В Ижевске в перерыве между заседаниями мы с коллегами-финнами зашли в кафе. Разговорились с двумя посетительницами – журналисткой и преподавательницей истории искусств. Стали расспрашивать, как они относятся к интеграции инвалидов. Ответы были очень выразительными: «Даже не знаю, я с инвалидами не сталкивалась». – «А я думаю, что интегрировать их не надо, и в этом кафе не хотелось бы рядом с ними сидеть». И ведь так говорят и думают понимающие люди. Так что удивляться тому, что в обществе преобладают именно такие мнения, не приходится.
С другой стороны, эти ужасные психоневрологические интернаты... У подростка в интернате нет своего пространства, возможности уединиться, на каждое действие надо просить разрешение, выслушивать запреты и угрозы. Часто возражают, что в армии, в больнице или в студенческом общежитии условия бывают и потяжелее. Но там человек мучается хотя бы временно, а в интернате никакого конца не видно.
И все же многие не хотят из него уходить, потому что общество не готово принять этих людей. Если при совершеннолетии интеллектуальный инвалид вдруг получает комнату в коммуналке – а это случается крайне редко, надо быть практически нормальным человеком, – он довольно быстро возвращается обратно, потому что жить среди обычных людей сложно и просто опасно – несчастные подвергаются насмешкам и угрозам, их обманывают, над ними издеваются. Вот восемнадцатилетняя Аня. Она мечтает о своей квартирке, но боится покинуть интернат – и правильно делает. До тех пор пока общество не будет готово принять этих людей, нужны какие-то иные, компромиссные формы их жизнеустройства, когда и не полная тюрьма интерната, но и не бесконтрольная свобода в городе.
– Специалисты утверждают, что самая большая проблема у детей с умственной отсталостью – проблема половой самоидентификации. Как им помочь?
– Если родители нормальных, здоровых детей зачастую уклоняются от этой темы, то в аудитории, где собрались родители детей-инвалидов, первый же вопрос всегда такой: а будет ли беседа о сексуальном воспитании? Интеллектуальных инвалидов нужно обучать самым простым вещам: вот твое тело, оно растет, развивается, оно принадлежит только тебе, и никто не имеет на него права. Сексуальное воспитание необходимо таким детям. Они же готовы целовать всякого, они не знают границ, не понимают, кому можно довериться, а кому нельзя. Сексуальные преступления по отношению к умственно отсталым распространены во всех странах, просто у нас об этом не принято упоминать.
Сексуальное воспитание инвалидов – очень нелегкая проблема. Все так запутано, перемешано. В наших интернатах мальчиков и девочек стараются решительно разлучать. На моих глазах санитарка оттолкнула мальчика, который взял девочку за руку, и пригрозила: руки за это поотрубаю! Но ведь инвалиды, как и любой другой человек, хотят внимания противоположного пола, любви, нежности, физической радости.
Сейчас в отношении сексуального воспитания умственно отсталых и их любовных чувств противоречиво сосуществуют две модели. Их условно можно назвать прагматической и романтической. Прагматическая модель, распространенная в либеральной Финляндии, предполагает, что подростка-инвалида необходимо научить самостоятельно достигать разрядки. Он же все равно пытается самоудовлетворяться, но делает это неумело, грубо и обычно при всех. Вот чтобы этого не происходило, нужно обучить его определенным правилам. Для этого есть специальные методики. Я всегда была против такой практики. Я и сейчас против, но... когда я разговариваю об этом с родителями инвалидов, то очень хорошо их понимаю. Отец инвалида спрашивает: неужели мой любимый сын никогда не узнает не только женской ласки, но и простой телесной радости, которая доступна всем людям? Разве мы имеем право лишать его этого, если можем научить?
Противники такой модели возражают, что это животно и аморально, что инвалидам нужна не столько физическая разрядка, сколько нежность, привязанность, взаимность. Но могут ли инвалиды создать обычную семью, как у всех? «Нет, это невозможно! – тут же восклицают оппоненты. – Во-первых, существует опасность для потомства, а во-вторых, если даже дети родятся нормальные, кто будет их воспитывать? Ведь умственно отсталые родители на это не способны».
На самом деле многие интеллектуальные инвалиды могут иметь абсолютно здоровых детей. И они имеют на это полное право. В финских интернатах поощряют создание пар, дают разрешение на брак, не боятся рождения у них детей. Впрочем, и бесплатно выдают контрацептивы. Я же против и контрацептивов тоже. Просто молодым инвалидам надо объяснять: вы можете родить и воспитать ребенка, но помните, что это очень и очень трудно, хватит ли у вас сил?
Думаю, необходимо так воспитывать инвалидов, чтобы они понимали и физическую сторону полового развития, и духовную. Они способны на это. Рассказывать им о существующих опасностях – обмане, разочаровании, болезнях, передающихся половым путем. Учить разбираться, действительно ли другой человек хорошо к ним относится. Объяснять: не думай, что если с тобой сразу хотят встретиться наедине, значит, тебя по-настоящему полюбили, сначала пообщайся в присутствии старших – родителей, воспитателей, которые в свою очередь обязаны донести до воспитанников понятие о том, что существует романтика отношений, нежность, преданность, избирательность.

– Как подростки-инвалиды относятся к тому, что они не такие, как все?
– В Финляндии, например, ребятам с небольшими нарушениями подробно и настойчиво объясняют, в чем заключается их инакость. Принцип таков: ты должен признать, что к определенным вещам ты не способен и не будешь способен. Ты не станешь космонавтом, но тебе нужно принять и полюбить себя таким, какой ты есть.
Я же считаю, что родителям и педагогам нужно постараться воспитывать инвалида так, чтобы свести к минимуму конфликты между тем, как он оценивает себя сам и как его оценивает внешний мир.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru