ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Нездоровых не приглашаем?
Они мечтают о свободе, но боятся жить
среди обычных людей
В Ижевске прошла международная
научно-практическая конференция, посвященная
проблемам интеграции интеллектуальных
инвалидов в общество.
Корреспондент «ПС» Елена ИВАНИЦКАЯ встретилась
с участницей конференции, координатором проекта
«Независимое проживание инвалидов»
нейропсихологом Еленой ВЯХЯКУОПУС.
– Елена Михайловна, почему интеграция
инвалидов в общество буксует?
– В Ижевске в перерыве между заседаниями мы с
коллегами-финнами зашли в кафе. Разговорились с
двумя посетительницами – журналисткой и
преподавательницей истории искусств. Стали
расспрашивать, как они относятся к интеграции
инвалидов. Ответы были очень выразительными:
«Даже не знаю, я с инвалидами не сталкивалась». –
«А я думаю, что интегрировать их не надо, и в этом
кафе не хотелось бы рядом с ними сидеть». И ведь
так говорят и думают понимающие люди. Так что
удивляться тому, что в обществе преобладают
именно такие мнения, не приходится.
С другой стороны, эти ужасные
психоневрологические интернаты... У подростка в
интернате нет своего пространства, возможности
уединиться, на каждое действие надо просить
разрешение, выслушивать запреты и угрозы. Часто
возражают, что в армии, в больнице или в
студенческом общежитии условия бывают и
потяжелее. Но там человек мучается хотя бы
временно, а в интернате никакого конца не видно.
И все же многие не хотят из него уходить, потому
что общество не готово принять этих людей. Если
при совершеннолетии интеллектуальный инвалид
вдруг получает комнату в коммуналке – а это
случается крайне редко, надо быть практически
нормальным человеком, – он довольно быстро
возвращается обратно, потому что жить среди
обычных людей сложно и просто опасно –
несчастные подвергаются насмешкам и угрозам, их
обманывают, над ними издеваются. Вот
восемнадцатилетняя Аня. Она мечтает о своей
квартирке, но боится покинуть интернат – и
правильно делает. До тех пор пока общество не
будет готово принять этих людей, нужны какие-то
иные, компромиссные формы их жизнеустройства,
когда и не полная тюрьма интерната, но и не
бесконтрольная свобода в городе.
– Специалисты утверждают, что самая большая
проблема у детей с умственной отсталостью –
проблема половой самоидентификации. Как им
помочь?
– Если родители нормальных, здоровых детей
зачастую уклоняются от этой темы, то в аудитории,
где собрались родители детей-инвалидов, первый
же вопрос всегда такой: а будет ли беседа о
сексуальном воспитании? Интеллектуальных
инвалидов нужно обучать самым простым вещам: вот
твое тело, оно растет, развивается, оно
принадлежит только тебе, и никто не имеет на него
права. Сексуальное воспитание необходимо таким
детям. Они же готовы целовать всякого, они не
знают границ, не понимают, кому можно довериться,
а кому нельзя. Сексуальные преступления по
отношению к умственно отсталым распространены
во всех странах, просто у нас об этом не принято
упоминать.
Сексуальное воспитание инвалидов – очень
нелегкая проблема. Все так запутано, перемешано.
В наших интернатах мальчиков и девочек стараются
решительно разлучать. На моих глазах санитарка
оттолкнула мальчика, который взял девочку за
руку, и пригрозила: руки за это поотрубаю! Но ведь
инвалиды, как и любой другой человек, хотят
внимания противоположного пола, любви, нежности,
физической радости.
Сейчас в отношении сексуального воспитания
умственно отсталых и их любовных чувств
противоречиво сосуществуют две модели. Их
условно можно назвать прагматической и
романтической. Прагматическая модель,
распространенная в либеральной Финляндии,
предполагает, что подростка-инвалида необходимо
научить самостоятельно достигать разрядки. Он же
все равно пытается самоудовлетворяться, но
делает это неумело, грубо и обычно при всех. Вот
чтобы этого не происходило, нужно обучить его
определенным правилам. Для этого есть
специальные методики. Я всегда была против такой
практики. Я и сейчас против, но... когда я
разговариваю об этом с родителями инвалидов, то
очень хорошо их понимаю. Отец инвалида
спрашивает: неужели мой любимый сын никогда не
узнает не только женской ласки, но и простой
телесной радости, которая доступна всем людям?
Разве мы имеем право лишать его этого, если можем
научить?
Противники такой модели возражают, что это
животно и аморально, что инвалидам нужна не
столько физическая разрядка, сколько нежность,
привязанность, взаимность. Но могут ли инвалиды
создать обычную семью, как у всех? «Нет, это
невозможно! – тут же восклицают оппоненты. –
Во-первых, существует опасность для потомства, а
во-вторых, если даже дети родятся нормальные, кто
будет их воспитывать? Ведь умственно отсталые
родители на это не способны».
На самом деле многие интеллектуальные инвалиды
могут иметь абсолютно здоровых детей. И они имеют
на это полное право. В финских интернатах
поощряют создание пар, дают разрешение на брак,
не боятся рождения у них детей. Впрочем, и
бесплатно выдают контрацептивы. Я же против и
контрацептивов тоже. Просто молодым инвалидам
надо объяснять: вы можете родить и воспитать
ребенка, но помните, что это очень и очень трудно,
хватит ли у вас сил?
Думаю, необходимо так воспитывать инвалидов,
чтобы они понимали и физическую сторону полового
развития, и духовную. Они способны на это.
Рассказывать им о существующих опасностях –
обмане, разочаровании, болезнях, передающихся
половым путем. Учить разбираться, действительно
ли другой человек хорошо к ним относится.
Объяснять: не думай, что если с тобой сразу хотят
встретиться наедине, значит, тебя по-настоящему
полюбили, сначала пообщайся в присутствии
старших – родителей, воспитателей, которые в
свою очередь обязаны донести до воспитанников
понятие о том, что существует романтика
отношений, нежность, преданность,
избирательность.
– Как подростки-инвалиды относятся к тому, что
они не такие, как все?
– В Финляндии, например, ребятам с небольшими
нарушениями подробно и настойчиво объясняют, в
чем заключается их инакость. Принцип таков: ты
должен признать, что к определенным вещам ты не
способен и не будешь способен. Ты не станешь
космонавтом, но тебе нужно принять и полюбить
себя таким, какой ты есть.
Я же считаю, что родителям и педагогам нужно
постараться воспитывать инвалида так, чтобы
свести к минимуму конфликты между тем, как он
оценивает себя сам и как его оценивает внешний
мир.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|