ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Прийти в школу, не выходя из дому
Программа дистанционного обучения не
ограничивается только уроками.
Здесь можно научиться писать детективы,
снимать мультфильмы, собирать роботов
В одной Москве четыре с половиной тысячи детей
школьного возраста не ходят в школу по состоянию
здоровья. Надомное обучение, долгое время бывшее
для таких детей единственной возможностью
получить образование, не может полностью
заменить собой школу. И не только потому, что
ребенку не хватает общения со сверстниками.
Освоить школьную программу ученику-надомнику
очень сложно. Постоянно возникают
организационные трудности: то нет учителя по
какому-то предмету, то учитель по полгода не
заходит из-за большой нагрузки в школе или
относится к занятиям с больным ребенком чисто
формально. Что неизбежно отражается на качестве
образования, получаемого на дому.
Но вот три года назад в Москве открылась школа
дистанционного обучения, призванная помочь
детям-инвалидам получить качественное
образование.
Увидеть и услышать друг друга
Ученик дистанционной школы осваивает всю
школьную программу – с первого по одиннадцатый
класс, – не выходя из дому. Сидя за компьютером,
первоклассники учатся писать, а выпускники
готовятся к экзаменам в вуз.
Дома у каждого такого ученика устанавливается
компьютер с веб-камерой. Подобный набор и у
учителя. Так что во время урока ученик и учитель
видят и слышат друг друга. Ребенок может задавать
вопросы, на которые преподаватель тут же
отвечает. Существуют также аудио- и видеочаты,
где школьники с помощью веб-камер разговаривают
друг с другом и со своими учителями.
Все эти чудеса современной технологии появились
в арсенале дистанционной школы не сразу. Вначале
у школы не было ничего, кроме интернета и
нескольких десятков педагогов-энтузиастов,
которые хотели помочь ребятам, оторванным от
традиционной образовательной среды. Ученики
общались с учителями исключительно по
электронной почте: получали задания, отсылали
решенные контрольные, читали письма с
объяснением новой темы.
И хотя сейчас ученики дистанционной школы
по-прежнему пишут и получают множество
образовательных писем, у них кроме этого
появился свой сайт (www.home-edu.ru), где собраны все
материалы, накопленные за три года: их
собственные работы, методические разработки
педагогов, описание новых курсов.
Учителей в дистанционной школе с каждым годом
становится все больше. Ежегодно работать сюда
устраиваются около ста человек. Соотношение
теперь такое: один преподаватель на четверых
учеников. Правда, в ближайшем будущем, по словам
руководителя школы Ирины Шпитальской, на каждого
педагога будет приходиться уже по восемь
учеников.
Большинство учителей пришли в дистанционную
школу из обычных учебных заведений и поначалу
слабо ориентировались в современных
технологиях, с которыми здесь столкнулись.
Поэтому для них регулярно проводятся курсы
повышения квалификации, а полезные советы по
пользованию компьютером и прочей техникой
выложены на сайте школы в специальном разделе
«Учительская».
В этом году школе наконец удалось охватить все
школьные предметы и получить лицензию на выдачу
аттестатов.
Четырнадцатилетний Саша Мальцев занимался в
дистанционной школе сразу на нескольких
дополнительных курсах. Снимал мультфильмы,
складывал оригами, изучал право. А школьную
программу он осваивал с учителями, приходившими
к нему домой.
– Но в нынешнем году у нас вдруг возникли
серьезные проблемы с физикой, точнее, с учителем
физики, – призналась Ирина Мальцева, Сашина мама.
– Он ничего сыну не объясняет, просто задает
выучить какой-нибудь параграф, а потом
спрашивает. Когда дело дошло до задач, Саша
ничего не смог решить, хотя раньше у него с
физикой никаких трудностей не было.
Изобрести электронную руку и исправить
двойку по физике
Учителя из дистанционной школы, узнав о Сашиных
проблемах, тут же посоветовали ему подписаться
на компьютерный курс физики.
Программа дистанционной школы не ограничивается
обычными школьными предметами. Здесь действует
несколько творческих мастерских, где школьники
учатся писать детективы и журнальные статьи,
снимать и монтировать мультфильмы, плести из
бисера, работать в «Фотошопе» и даже собирать
роботов. Каждый может выбрать занятие по душе.
Никаких ограничений по количеству курсов нет.
Недавно шестнадцатилетний Рома Климов,
записавшийся на курс робототехники, изобрел
электронную руку, которая повторяет движения
руки хозяина. О глухонемом мальчике и его
изобретении написали все центральные газеты. А
за несколько лет до этого от Ромы как от
необучаемого отказались все учебные заведения,
куда обращались его родители. Увлекшись
робототехникой, Рома и сам не заметил как освоил
физику, математику, программирование и даже
дисциплины, выходящие за рамки школьной
программы.
Цель дополнительных курсов, предлагаемых
дистанционной школой, – не только раскрытие
талантов у учеников.
– Совершенно не важно, научится ли мой ученик
рисовать, – сказала Елена Макунина, ведущая курс
анимации. – Главное здесь – это наши отношения,
психологический комфорт, который получает
ребенок, занимаясь общим делом. Все мультфильмы
мы делаем вместе. Каждый выбирает себе эпизод и
экранизирует его, а потом эти эпизоды
соединяются в один сюжет. Для наших учеников
очень важно почувствовать себя полноправным
членом какого-то коллективного проекта. Это
своего рода социальная реабилитация для детей,
обреченных на одиночество.
Получить компьютер бесплатно и навсегда
Упор на коллективное творчество делается не
только на курсе анимации. В мастерской
художественного слова ребята вместе пишут роман,
на курсе для начинающих журналистов общими
усилиями создают полноценный интернет-журнал.
Разработали в дистанционной школе и специальные
курсы для абитуриентов. Старшеклассники могут
также получить консультацию психолога по выбору
будущей профессии. Школа сотрудничает с
несколькими московскими вузами, в которых есть
форма дистанционного обучения.
Маленькая деталь: если выпускник школы
продолжает образование, то все оборудование
(компьютер, веб-камера, сканер и цифровой
микроскоп, с помощью которого можно снимать
фильмы про молекулы и фотографировать клетки)
остается в его распоряжении. А в случае когда
полученная специальность тоже связана с
компьютером, техника передается бывшему ученику
школы навсегда.
Все курсы, в том числе и для абитуриентов,
бесплатные. За компьютеры и интернет платит
правительство Москвы, по инициативе которого и
создана дистанционная школа. Ежегодно
появляется более трехсот новых рабочих мест для
учеников.
В школу берут детей с любым диагнозом.
Единственное условие – сохранный интеллект.
Чтобы стать учеником дистанционной школы,
необходимо пройти обследование и получить
направление медико-педагогической комиссии. А
потом написать заявление о приеме. Никаких
других формальностей нет.
– Конечно, – говорит методист дистанционной
школы Ирина Семушева, – компьютер с интернетом
не могут заменить настоящее живое общение. Мы
хотим, чтобы наши ребята хоть изредка куда-нибудь
выбирались, встречались друг с другом. Вот,
например, недавно договорились об экскурсии на
«Союзмультфильм», но на курсе анимации у нас
большинство колясочники, как они поедут? Пока
получается, что во всех наших очных программах
могут участвовать только ходячие. Нам просто
позарез необходим свой автобус!
А еще я сейчас умаливаю городскую власть
организовать лагерь для наших колясочников.
Вывезти их в какой-нибудь пансионат хотя бы на
несколько дней – моя мечта. Обычно такая поездка
доступна лишь тем ученикам, кто может себя сам
обслужить. Колясочников же нужно приглашать
вместе с родителями, а это значит – двойное
питание, двойной проезд, в общем, удвоение всех
расходов…
Поздравлять и кричать “ура!”
Учителя дистанционной школы стараются как можно
чаще вытаскивать своих учеников из-за
компьютера. Большой популярностью пользуется
проект «Субботняя школа», в рамках которого
можно познакомиться с преподавателями и
одноклассниками в «режиме реального времени». По
субботам в здании дистанционной школы на Нижней
Радищевской, 10, проходят встречи, семинары и
практикумы.
– Когда видишь живые глаза своих учеников, а не
картинку на экране компьютера, работать гораздо
легче, – поделилась своими впечатлениями Елена
Макунина, десять лет бывшая учителем в обычной
школе. – Личный контакт намного убыстряет
процесс обучения. Достаточно один раз
встретиться, поговорить, посмотреть друг на
друга, и ты уже чувствуешь реакцию ученика, его
характер, а при виртуальном контакте это,
конечно, теряется.
– А мне легче работать через компьютер, –
сказала методист школы Ирина Семушева. – Контакт
с нашими ребятами для меня всегда сильное
эмоциональное потрясение. Я как-то ездила с ними
в лагерь, так потом несколько дней проплакала. Я
ведь понимаю, что главное – это не показать, что
ты их жалеешь. А я их жалею!
– И все равно общение с такими детьми неоценимо,
оно многому учит, – подытожила Ирина Семушева. –
Поездка в лагерь стала моим первым опытом
непосредственной работы с детьми-инвалидами. Я
была поражена: кто научил их быть такими
бережными, тактичными, внимательными друг к
другу? Здоровые дети совсем не такие: они
зачастую просто не понимают, что делают кому-то
больно…
В лагере у нас был мальчик Виталик с очень
тяжелым диагнозом после аварии. И вот однажды мы
придумывали для ребят спортивные соревнования, а
когда уже все придумали, то вспомнили, что
Виталик ни в одном из этих конкурсов участвовать
не сможет. Тогда психолог, который с ним часто
ходил гулять, рассказал, что Виталик недавно
научился делать снежки. И мы специально для него
придумали такое задание: повесили на дерево
корзину, куда надо было накидать снежков. На
следующий день началась спартакиада. Дошло дело
и до этого задания. Ребята поняли, для кого оно, и
расступились. Виталик слепил снежок, бросил и –
попал. Что тут началось! Все стали поздравлять
его, обнимать, кричать «ура!». А мы, взрослые,
потихоньку отошли в сторонку, чтобы ребята не
заметили, что у нас слезы на глазах…
Наталья КЛЮЧАРЕВА
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|