ТОЧКА ОПОРЫ
«Богатство обязывает»
Литература, архивы свидетельствуют: их
были миллионы. Знаменитых и пожелавших остаться
неизвестными. Передававших в «Общество помощи
детям» мешок крупчатки к Пасхе, три куска мыла
или вкладывавших в образование целые состояния.
Образец задавали августейшие благотворители,
которые жертвовали на университеты, гимназии,
«сиропитальные дома».
Около пяти тысяч семей крупных
собственников делали миллионные взносы в
среднее, профессиональное и высшее образование.
Полтора миллиона человек: купцы 1-й и 2-й гильдий,
дворянские сельские хозяева, художники, актеры,
врачи, адвокаты – финансировали начальные школы,
выплачивали стипендии и «вспомоществования». В
конце XIX – начале XX в. в одной только Европейской
России действовало более десяти тысяч
благотворительных учреждений. Так называемые
солидарно-социальные институты и индивидуальные
благотворители составляли около 60 процентов
финансирования системы народного образования.
Благотворительная деятельность в династиях
русских фабрикантов начиналась в третьем
поколении, когда семейное дело становилось
устойчивым. Что толкало к благотворительности?
«Богатство обязывает», говорил П.П.Рябушинский.
Но в то же время благотворительность поощрялась
налоговыми льготами. Ордена, звания, чины
находились в прямой зависимости от вложений в
образование и культуру. Попечитель учебного
заведения получал чин (генеральский)
действительного статского советника!
Список жертвователей печатался в Журнале
министерства народного просвещения, на
обозрение государю.
Дело чести…
Существовали тысячи частных, именных учебных
заведений. Что означало имя?
Одни жертвователи увековечивали имена своих
близких.
Павел Григорьевич Шелапутин, основатель
Товарищества Балашихинской мануфактуры, выделил
за свою жизнь на благотворительные нужды более
трех миллионов рублей. Построил мужскую гимназию
(в честь отца), три ремесленных училища (в память
сына Григория), реальное (в память сына Анатолия),
женскую учительскую семинарию (в память сына
Бориса), гинекологический институт (в честь
матери). А в 1911 году основал в Москве Учительский
институт, который носил имя своего основателя и
имел прекрасно оборудованные кабинеты для
занятий, музей, издавал «Известия», проводил
педагогические съезды… А потом благополучно был
переименован – в Московский педагогический
институт им. Ленина...
Польский шляхтич на русской службе, красавец
мужчина, генерал-майор Альфонс Леонович
Шанявский. Либерал-шестидесятник – поры великих
реформ и надежд девятнадцатого столетия. Уйдя в
отставку, уехал в Сибирь, разбогател на золотых
приисках и жертвовал на разные учебные
заведения.
Миллионное состояние оставил на народный
университет, носивший имя Шанявского. В этом
высшем учебном заведении могли учиться все, без
требования аттестата, независимо от
вероисповедания, пола – все, кто в России желал
учиться.
Университет был открыт уже после смерти
Шанявского – в 1908 году и навсегда остался в
истории примером свободной высшей школы. В
проспектах предлагались курсы, которые вели
известные всей России ученые, однако около их
фамилий стояло одно слово – «преподаватель»,
единственное звание в вольном университете.
Преподавали Тимирязев, Ферсман, Жуковский,
Вернадский, Чаплыгин, Лебедев… В 1916/17 учебном
году учились семь тысяч человек. Половину
слушателей научно-популярного отделения
составляли выходцы из народа, среди них был и
С.Есенин…
А балалайки в этой сельской школе расписывал
Врубель…
Хотя его отец занимал пост управляющего
железными дорогами, сам князь Вячеслав
Николаевич Тенишев начинал техником с
содержанием 50 рублей в месяц и приобрел
состояние собственным трудом. За деловую хватку
его называли «русским американцем». Владел
несколькими заводами. Княжескому титулу не
придавал ровно никакого значения. Прекрасно
играл на виолончели. Издал книгу «Математическое
образование и его значение. Общедоступное
изложение». Был до мозга костей реалистом и не
любил книг со сказочным сюжетом.
В конце века купил участок в Петербурге, на
Моховой, и, вложив более миллиона рублей,
построил здание училища. Сумел добиться, чтобы
оно подчинялось не ведомству народного
просвещения, а передовому тогда министерству
финансов (министром был знаменитый Витте). На то
имелись основания. Что-либо особенное,
замечательное в педагогике – «обратно тому, что
есть в казенной школе», говаривал Вячеслав
Николаевич.
Тенишевская школа. Она базировалась на двух
принципах: «в отношении развития характера –
отсутствие всякого принуждения, а для развития
ума – наглядное обучение».
Естествознание преподавалось с первого по
последний класс, преимущественно лабораторным
путем. Было много экскурсий, ежедневные игры на
свежем воздухе в любую погоду. Обучение делилось
не на годы, а на семестры, поэтому слабые,
остающиеся на повторный курс ученики не теряли
год, а только полгода, и всегда можно было
поступить на любой семестр. Родители имели право
посетить любой урок. Школьной формы не
существовало, успехи учеников оценивали не
отметками, а письменными отзывами с подробными
характеристиками. Это была русская школа, но ее
ученики, вспоминал выпускник, «были похожи на
студентов кембриджского университета…».
Среди них – Владимир Набоков и Осип Мандельштам.
А жена князя, Мария Клавдиевна, открыла под
Смоленском, на хуторе Фленово, удивительный
школьный городок для крестьянских детей – с
фруктовым садом, пасекой, мастерскими,
метеорологической станцией, театром и
балалаечным оркестром, который выступал в Думе и
Дворянском собрании, а балалайки в этой сельской
школе расписывал Врубель…
Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|