ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Класс-драма в пяти действиях
Практическая режиссура помогает учителю
преодолевать трудные школьные ситуации
Вы молодой учитель, класс вас не слышит,
и вы никак не можете успокоить детей. Ученик
грубит, а завуч отчитывает тебя при детях как
провинившегося школьника. Жаловаться? Выяснять
отношения с учеником наедине? Родителей
вызывать? Собственный стиль поведения
вырабатывается с годами. Может быть, вы научитесь
с юмором выходить из любой ситуации, почти
никогда не будете кричать на детей.
Мои «инструкции» по театральной технике
безопасности принесут пользу тем, кто считает
свое душевное равновесие и здоровье главным
педагогическим капиталом.
Действенность – главный и
основной инструмент в театральном искусстве.
Правильно организовать действенный процесс –
задача не только режиссера, но и любого учителя.
Как спектакль, хороший урок может быть мощным
терапевтическим средством, давать учителю и
ученику радость, а не головную боль – нужно
учиться правильно организовать этот труд.
Значит, на уроке надо заниматься делом и не
пытаться выяснять отношения с учениками. Это
совершенно безнадежное дело, борьба все равно
будет неравной: выиграют ученики – их много! Пока
вы «пресекаете безобразия» и «боретесь за
дисциплину», дело (урок, спектакль) стоит, и
остальные, ни в чем не провинившиеся, потихоньку
«расползаются». Типичное заблуждение: сначала я
установлю дисциплину, а потом буду делать дело.
На практике это выливается в нудные нотации,
которые окончательно это дело и губят.
Внимание. Актера учат удерживать
внимание зрителя: можно внезапно крикнуть, и
обязательно все посмотрят на тебя. Но если ты
будешь продолжать на крике разговаривать, то
внимание опять уплывет.
Для мгновенного привлечения внимания можно
сделать что-то неожиданное. Одна замечательная
учительница рассказывала, что один раз ей
пришлось на время уйти с урока. А когда она
пришла, все так разбаловались, что даже не
заметили ее возвращения. Тогда она вышла и зашла
в класс еще раз, громко распевая частушку: «Все бы
пела, все бы пела, все бы веселилася, вы, друзья,
меня не ждали, ну а я явилася!» Дети от
неожиданности замерли, потом засмеялись, а потом
урок пошел своим ходом. Учитель почувствовал
сиюминутную атмосферу класса и интуитивно нашел
нужное действие для привлечения внимания.
Но привлечь внимание проще, чем его удержать.
Один из хороших способов удержания внимания
зрителя (ученика) – это работа в быстром темпе. В
какой момент легче всего рассеивается внимание
зрителя в театре? Когда в голову начинают
приходить посторонние мысли и все зрители
начинают посматривать на часы? Именно в те
моменты, когда на сцене ничего не происходит,
когда действующие лица спектакля ничего не
добиваются друг от друга, ничего не хотят, а
просто произносят текст. Так и на уроке: внимание
учеников рассеивается, когда учитель упускает
темп, когда он внутри себя ничего не хочет, кроме
того, чтобы прозвенел поскорее звонок.
Вера в предлагаемые обстоятельства. На
учителя, как и на актера, устремлены глаза многих
людей, и далеко не все они светятся
доброжелательностью и симпатией. Всегда есть
страх публичного выступления. Актера учат:
вживайся в образ, верь в правду вымысла, все
посторонние мысли должны отступить. Только твой
герой, логика только его поступков.
Преподавателю в этом смысле даже немного легче,
круг его предлагаемых обстоятельств ограничен
школьным уроком. Одна молодая учительница мне
говорит: «Ненавижу этот класс, всех дураков
собрали, невозможно работать!» Говоря эти злые
слова, она выстраивает для себя определенные
предлагаемые обстоятельства. Верит в них и
соответственно в них и работает. Идет в класс, где
ее никто не понимает, где отсутствует радость
взаимодействия, и дети подспудно готовы ее
изводить. Результатом такого урока может стать
не только головная боль педагога, но и серьезный
стресс.
Предлагаемые обстоятельства можно и нужно было
понять по-другому: в классе нет дружеских
взаимоотношений, есть несколько отрицательных
лидеров, борющихся за влияние, и большая часть
класса участвует в этой борьбе. Да, я иду в класс,
где есть определенные проблемы. Эти проблемы я
могу не решать и вести обычный урок. Но мне будет
лучше, если я попытаюсь принять это, учесть в
построении урока, то есть так его организовать,
чтобы враждующие группировки рассыпались, а
лидеры были нейтрализованы. Например, проведу
работу в группах, составленных случайным
образом.
Мизансцена урока. Режиссер в процессе
постановки спектакля мучается над мизансценами,
думает о положении актеров на сцене. Трудно себе
представить статичный театр. Но положение и
детей, и учителя в классе чаще всего статично, раз
и навсегда определено и изменению не подлежит. А
между тем положение детей «лицо в спину» не самое
удобное для учеников. Вспомните рассказы о
древнегреческом Ликее и Академии, где обучение
проходило в прогулках или ученики сидели кружком
вокруг учителя. Дети не только думают, но и
двигаются в процессе этого думания. Почему бы не
попробовать это сделать на современном уроке?
Конечно, перемещение детей на уроке лишает
учителя его привычного центрального места.
Некоторые учителя, может быть, почувствуют себя
не в своей тарелке, лишившись «кафедры», с
которой так удобно вещать. Но если ваши ученики
начнут на уроке действовать активнее, начнут
проявлять инициативу, а вы им будете в этом
помогать, оставаясь при этом в тени, то именно
тогда вы станете настоящим режиссером урока,
ведь режиссер не тот, кто много говорит о своих
замыслах, а тот, кто умеет осуществить их с
помощью актеров.
Но кто, восторженно наблюдая за актерами на
хорошем спектакле, вспоминает режиссера? Только
истинные ценители.
Урок – искусство коллективное. Как и
театр. Нужно дать возможность детям проиграть
интересные роли в процессе общения на уроке. Все
равно на уроке полным ходом идет неформальное
общение! Даже у самого авторитарного учителя
дети умудряются выстраивать свою «тайную жизнь».
Обмениваются записками, болтают за спиной
педагога. Так что если мы эту тайную жизнь
легализуем и общаться на уроке будет можно, мы
реализуем театральный принцип коллективности в
обучении.
Нас ученые не раз предупреждали: сольная
педагогика, как бы она ни была привлекательна и
показательна в том смысле, что такие уроки хорошо
показывать, мало что дает для развития детей.
Устранить себя на уроке и дать возможность
действовать ребенку – это высший пилотаж
педагогического мастерства. Правда, учителя
скажут: «Они ведь ничего не хотят делать! Вот и
приходится чуть не плясать перед ними!» В этом и
загвоздка. Не умеем сделать так, чтобы дети
захотели. Мы говорим страшным голосом: «А сейчас
к доске отвечать пойдет… Петров! Ну, посмотрим,
посмотрим, что ты у нас дома подготовил…» Даже
если задание Петров сделал, такая форма опроса
вызывает страх и нежелание отвечать. Рискну
предложить такой вариант домашнего опроса по
теории. Учитель: «Пожалуйста, встаньте те, кто
выполнил домашнее задание, и скажите: “Это я”.
Замечательно, больше половины класса. Теперь
каждый, кто выполнил, найдет в классе того, кто не
выполнил, и сядет с этим человеком за одну парту.
За пять минут подготовьте сегодняшнего
потенциального двоечника к ответу по теме
домашнего задания!» Если выполнивших или
невыполнивших домашнюю работу оказалось не
поровну, то получатся не пары, а тройки или даже
четверки. Потом можно предложить группам
обменяться «учениками», с тем чтобы опросить их и
оценить ответ.
Конечно, такая организация работы требует
определенного навыка, скорости. Еще хорошего
настроения, покладистого характера.
Алена НОВГОРОДОВА
Вологда
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|