ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
История взросления под аккомпанемент
Мельпомены
От этюда к свободной импровизации
…Теперь я работаю в театральном музее,
вожу экскурсии по Большому театру и рада, что в
профессиональный театр я попала именно с этой
стороны.
А появился театр в моей жизни очень рано:
домашние спектакли, детсадовские утренники,
летние спектакли на даче для бабушек и дедушек на
пьесы собственного сочинения или случайно
найденные и понравившиеся истории. Интересно
было представлять. Представлять, как живут вещи:
мы делали много спектаклей, в которых играли не
только куклы, но и обычные вещи: мочалки, фрукты,
различные игрушки, шахматы. Представлять, как
ведут себя, двигаются, говорят другие люди, звери,
сказочные персонажи. Это было познанием и
рассказом. Мы рассказывали взрослым о наших
открытиях. И как же мы боялись суждений зрителей!
Вдруг взрослым не понравится наше представление!
В школе многое изменилось. Пьесу выбирал учитель,
роли тоже распределялись сверху. Твое участие в
спектакле было доказательством твоей значимости
в коллективе. Хотелось, чтобы тебе досталась
самая большая и самая положительная роль. Не
помню, чтобы процесс подготовки к представлению
или сам спектакль перед публикой вызывал столь
бурные эмоции, как процесс распределения ролей.
Ну конечно, и красота будущего костюма
прибавляла веса – в «Дюймовочке», например,
гораздо приятнее было играть бессловесную
Ласточку в купальнике, с красивыми крыльями на
руках и гримом, чем старую Мышь, весь костюм
которой состоял из фартука, очков и картонных
ушек. Хотя уже тогда в меня закрались сомнения.
Где-то в глубине души я понимала, что Дюймовочка
– просто милая девочка, ее не надо играть, а
исполнение роли Мыши требовало многого, и
главное – нужна смелость перевоплотиться в
«плохого» героя, да еще не человека.
В школьные годы я часто ходила в настоящий театр.
Надо посмотреть много-много спектаклей, чтобы
начать понимать, что такое театр. И чем больше я
становилась зрителем, тем меньше хотела быть
актрисой.
Когда в выпускном классе мы ставили «Тень» по
И.Шварцу, мне казалось, что я не гожусь ни на какую
роль. Но я сыграла Принцессу. Помню тогдашние
ощущения: после первого шага на сцену тело
немело, а улыбка застывала на лице каменной
маской. Конечно, ведь я надевала ее за кулисами и
так боялась потерять! Как ни удивительно, но
тогда меня безумно потянуло играть. При всей
некомфортности – быть на сцене. Мучиться,
преодолевать себя, превращаться – я испытывала в
этом физическую потребность. Поэтому нашла
решимость войти в двери студенческого театра.
От первой предложенной роли я опять пыталась
отказаться. Потом как-то незаметно для себя самой
стала репетировать... Потом были и большие роли, и
эпизоды, и утренники для детей, и «елки», и
«сидение на музыке», и создание костюмов –
благодаря этому студенческие годы были для меня
счастливейшими днями. Мы общались,
самовыражались, получали признание. Развивалось
внутреннее чувствование, приходило понимание
других и себя, своего тела, своих возможностей.
Теперь мне не так важна была реакция зрителей, я
не так трепетно, как поначалу, ждала слов
режиссера после спектакля – теперь я полностью
полагалась на себя, на свою оценку игры и
прошедшего спектакля.
Я выросла. Здесь, в студенческом театре РГГУ. Кто
бы мог подумать, что в рамках театральной
условности обретается свобода! А я-то мечтала:
сцена, свет софитов, громкие аплодисменты...
Теперь это так смешно!
Екатерина ЧУРАКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|