ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
В педагогических кругах чрезвычайно
популярны концепции образования средствами
искусства. Музыка, кино, музей, театр – элементы
новой, художественной педагогики. Прекрасная
идея: человек учится через собственное участие в
создании произведения, через игровое поведение,
творческое взаимодействие с другими… Только вот
незадача: происходит это чаще на словах, а не на
деле.
Театры и студии при школах закрываются или
существуют на общественных началах. Предметы
эстетического цикла изгоняются из основного
образования в дополнительное. А педагоги –
художники, музыканты, режиссеры, как правило, не
востребованы школами. Хотя именно им известны
многие секреты истинного
учительско-ученического общения.
Искусство войти в хоровод
У древних много парадоксальных
высказываний. Платон, например, считал, что
только обучение у кифариста приучает молодых
владеть собой, поселяя в душе эвритмию и
гармонию. Более того: «Тот, кто не способен
участвовать в хороводе, не является
по-настоящему образованным человеком». Конечно,
ссылка на авторитеты – слабый аргумент. Но разве
не о том же свидетельствует повседневная
педагогическая практика театральных педагогов?
Ничего специального
Специалисты художественного образования в школу
не идут работать – ставки низкие,
ответственность большая. Мне, фольклористу, в
школе рады: нет проблем ни с помещением, ни с
администрацией, только приходите! Я веду
факультатив по фольклорному театру, а в первый
класс хожу просто так, совсем без оплаты. Мотив
один: мне нравится.
Прихожу к детям и обо всем забываю. Мы
разыгрываем игры, слушаем фольклорные записи
песен, по очереди пытаемся запеть. Тексты на
бумаге никогда не пишем. Мастерим. Делаем себе
костюмы. Начинаем с поясов: человек обязательно
должен быть подпоясанным! Маленькие – косички
заплетают, дети постарше плетут в технике
дерганья – работа вдвоем. Во время работы я о
каком-нибудь народном празднике рассказываю: в
какие игры в эти дни играли, что дети делали.
Пытаемся воспроизвести. На балалайке, на гармони
играем. Время летит. Уже часа два занимаемся, а
никто не устал.
Главная роль
В фольклорном театре никто тексты по бумажке не
учит. История запоминается со слуха и
рассказывается от себя. Всякий раз она немного
разная. Ребенок, становясь сказителем, не в роль
входит, а еще больше становится собой. Вся
эмоциональная аранжировка идет от себя, иначе
ничего не получится. Главная роль – Я Сам.
Основное действие – интерпретация. Сначала это
кажется детям невозможным. Но вот «радость»:
человек забыл текст! Напутал так, что дальше
действие не идет. Никаких подсказок не даю:
придумывайте, говорю, выходите из положения.
Однажды такое случилось на выступлении. «Цыган»
выезжает на «коне» – два мальчика изображают две
части лошади, у которой валенок вместо головы, –
представляется, рассказывает о своих
похождениях, «конь» демонстрирует умения… И тут
«цыган» пропустил целое сюжетное звено, перешел
к игре в оленя, в которой должны были участвовать
мальчики, изображавшие коня! Но «коню» еще не
было причины развалиться! Мне стало страшно. А он
без всякой заминки выхватил двоих из зала, повел
игру. А что же с «конем»? Он громко фыркнул и
прилег на краю сцены!
Два запрета
К святкам сейчас готовимся. Народ в поселке
привык к зрелищам, нужны внешние эффекты, но я
твердо знаю: нельзя испортить фольклорный
материал, нельзя испортить душу ребенка.
Псевдонародные песни под фонограмму, клубные
псевдокостюмы с блестками – жуть, которая многим
греет сердце. Так получается, что народ к
народной культуре приходится приучать.
Будет у нас праздник – не спектакль, не
театрализованное действие, не знаю, как назвать.
Придут дети в костюмах, колядки запоют, играть в
детские зимние игры начнут. В «Дударя», в «Сидит
олень». И тут ряженые придут, Фома и Ерема да
Старик и Старуха. Начнутся фольклорные сцены.
Перепалки, репризы, шутки в народных стихах…
Простенькое и живое, веселое зрелище. А потом
ролевые народные игры «Царь за городом гуляет»,
«Шел козел дорогою» – они парные, в них можно
зазывать зрителей, ставить в хороводы.
Потом будем видеозапись смотреть: «Это я? Ну, мне
так больше не суметь!»
Сначала и потом
В первые дни учебного года я надеваю народный
костюм, который сама себе сшила по всем правилам
традиционного кроя и шитья, и иду в классы,
провожу игры. Смотрю, кто как играет: мне важно,
испытывают ли дети удовольствие во время игры.
Всех приглашаю к себе на занятия, назначаю день и
час. Приходят несколько человек, причем совсем не
те, кого я заметила. Я их принимаю, снова иду в
класс, говорю, кого бы я еще хотела видеть на
занятиях. И всегда эти ребята приходят.
Получается так, что образуются две группы: одни
сразу начинают заниматься, другие смотрят.
Наблюдают, запоминают, а через некоторое время
решаются участвовать.
Почти все народные игры ориентированы на выбор
пары случайным образом. И тут начинается: я не
буду стоять с ним (с ней). Шарахаются друг от
друга, визжат… уже получили где-то уроки
«полового воспитания». «Мы играем!» – говорю я, и
это сильно действует: играем же! Берутся за руки,
начинают нормально разговаривать, улыбаются
друг другу. Ведь по ходу игры надо
сымпровизировать общение между собой!
Изначально открытый ребенок – большая редкость.
Большинство детей расковываются очень медленно,
осторожно. Доверие приходит буквально на
цыпочках, а творческое продвижение – вообще
непонятно как. Еще вчера он боялся громко
говорить, и вдруг сегодня – импровизация, и так к
месту, и такая искусная!
Сказки модные, огородные
С первым классом мы только играем. Им нравятся
ролевые импровизационные игры.
В пятом мы делаем фонограмму под народные сказки:
распределили их по временам года: капель – весна;
кузнечики, кудахтанье – лето. Озвучка – народные
инструменты, собственные голоса и любые
подручные средства. Звуки осени ниже. Мы делаем
медведя из картошки, колобка из репы, лису из двух
морковок. Зимняя сказка – колокольчики звенят
под дугой, едет старик на корзинке и прутике –
«лошадь». Старик и баба – самодельные
куклы-закрутки.
Надо выступить!
Обычно дети любят выступать. Но бывает так: «А я
не хочу выступать. Мне только заниматься
нравится». Так говорят сильные, самодостаточные
дети. Их очень мало. Как правило, дети нуждаются
во внешней оценке, похвале, признании учителей и
родителей.
Для чего мы занимаемся? Новое узнаем, учимся
многому, общаемся. И хотя мне тоже больше
нравится процесс занятий, а не показ работы, мы
выступаем, выступаем, выступаем. Это нужно школе,
поселковому клубу, районному отделу культуры.
Нас оценивают по результату.
Но в наших условиях признать результатом удачное
выступление на мероприятии – сущая мелочь. Детям
нужен коллектив, дружеская среда, общение со мной
и в парах, наша учеба друг у друга и у народной
культуры. Дома-то с ними особо и разговаривать
некому. Родителей целый день нет дома,
большинство уезжают на работу в город, рано
встают, поздно возвращаются. Люди раздражены и
подавлены... Иногда кто-нибудь из детей на
занятиях так разрыдается! Поэтому мы собираемся
не по расписанию, а гораздо чаще. Каждый день.
Встречаемся и обо всем забываем.
Наталья РАЧКОВА,
руководитель школьного детского фольклорного
коллектива
Боголюбово,
Владимирская область
Фото из архива школы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|