ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
В педагогических кругах чрезвычайно
популярны концепции образования средствами
искусства. Музыка, кино, музей, театр – элементы
новой, художественной педагогики. Прекрасная
идея: человек учится через собственное участие в
создании произведения, через игровое поведение,
творческое взаимодействие с другими… Только вот
незадача: происходит это чаще на словах, а не на
деле.
Театры и студии при школах закрываются или
существуют на общественных началах. Предметы
эстетического цикла изгоняются из основного
образования в дополнительное. А педагоги –
художники, музыканты, режиссеры, как правило, не
востребованы школами. Хотя именно им известны
многие секреты истинного
учительско-ученического общения.
Театр в школе – дело второстепенное...
Наша школа – лучшая в городе. У нас и
развивающее обучение, и мастерские Френе, и
технология “Дебаты”, и предпрофильная
подготовка, и работа с портфолио. Работает
детский центр “Забава”: хор, танцевальная и
театральная студии, рукодельные мастерские. Но
все равно главное – качественное образование.
Иначе мы не сможем конкурировать с другими
школами. Поэтому страшно отступить от программы,
выучить меньше, чем в соседней школе. Что ни
говорите, а самовыражение ценится гораздо ниже,
чем хорошая память, эрудиция, логика. И ребенка
ценим обучаемого, а не самобытного.
Стоит ли удивляться, что из школы не так давно
уволился талантливый человек, режиссер детского
театра. Она умела и сценарии писать, и шить
костюмы, и увлекать самых непослушных мальчишек.
Все это признают, говорят об этом, но ведь ее
никто не увольнял! Даже не выживали, хотя она
думает иначе. Ей просто раз за разом давали
понять, что театр в школе – дело второстепенное,
что она здесь лишь воспитатель ГПД – именно так
оформляются руководители школьных творческих
коллективов.
Устав постоянно быть на вторых ролях, чувствуя,
что ее работа имеет самостоятельное значение,
педагог ушел из школы. Ушел, не дождавшись
юбилейной премьеры: к десятилетию существования
школьной труппы ставили “Двенадцатую ночь”
Шекспира. Своего места в городе она до сих пор
найти не может. Крошечная комната в школе
искусств, где режиссер ставит спектакли сегодня,
расклеивая бумажные колонны, развешивая ткани,
не может заменить настоящий зал, большую сцену.
Никто не торопится предоставить детскому театру
настоящее помещение.
Школам театры не нужны. Лишние хлопоты.
Драмкружок, обслуживающий текущие нужды, это да.
Но театр – это явление. Дети заметно меняются
после одного-двух спектаклей. Становятся более
органичными, свободными и собранными. Однако это
никому не нужно. Или даже кому-то мешает. Вот и
уходят из школ талантливые люди, умеющие
работать с детьми, но не умеющие существовать в
бюрократической школьной машине.
Зинаида ФИЛИМОНОВА,
завуч школы
Энгельс
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|