Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты работы над осознанием и развитием собственных способов обучения особенно хорошо видны в сочинениях ребят. Во-первых, сочинения стали значительно более интересными по форме и содержанию. А во-вторых, что более важно, изменилась мотивация. Некоторые ребята по собственной инициативе стали писать по пять-шесть вариантов с пометками для учителя: «Смотрите второй вариант, этот вариант неудачный», и на следующий странице: «Третий вариант – он лучше…». В чем же причина превращения трудного занятия в увлекательное дело? Пожалуй, лучше всего об этом расскажут сами детские работы. Предлагаем вашему вниманию несколько примеров сочинений с авторским анализом их создания.

“...Я ощутил себя где-то там, в сердце картины”
Одиннадцать шагов собственного учебного пути

«Буря».
Сочинение по картине И.К.Айвазовского

Первое, что мне бросилось в глаза, – это необычный цвет воды, его глубина, насыщенность… Невозможно оторваться! Эта сине-серо-зеленая бездна просто затягивает, погружает в пучину, обрушивает на тебя: на твое лицо, голову, плечи, тело – тонну соленой пены! Можно задохнуться. Я сразу подумал, как страшно человеку оказаться один на один со стихией. Песчинка, щепка и – огромность, бесконечность…
С большим трудом оторвавшись, отодвинувшись от моря Айвазовского, я увидел, что на картине есть и гибнущий корабль с людьми, и отдельный человек. Несчастный, оказавшийся за бортом, в отчаянии: он видит, как другие моряки погружаются в шлюпку в надежде спастись. Чаек мощным ветром просто прибивает к воде. И я как будто бы слышу крики людей, грохот волн и рев ветра.
Корабль вот-вот потонет, оборванные и обтрепанные паруса, сломанная мачта, вода и воздух смешались так, что горизонта не видно... И на фоне всего этого вдалеке – нежный розовый просвет. Надежда?
Думаю, художник Айвазовский был оптимистом и романтиком. Красиво! Мне понравилась его «Буря». Она меня взволновала.

Стратегия написания сочинения по картине И.К.Айвазовского «Буря»
(Свои способы учебной работы ученики 507-й школы называют стратегиями.)

Я сам немного рисую, поэтому сначала, взяв картину в руки, я увидел, по-моему, главное – цвет. Сразу родилась первая фраза: «Бросилось в глаза…»
Цвет был столь глубок, что я ощутил себя где-то там, внутри, в сердце картины, и описал свое состояние.
Отодвинул от себя картину и посмотрел на нее издалека. Перечисляя все, что вижу, записал опорные слова и словосочетания.
Опираясь на них, стал описывать общий план картины: корабль, шлюпку, моряков. Представил себя тонущим человеком, почувствовал безысходность. Возникло слово «отчаяние».
Находясь там, в море, услышал шум урагана. Описал звуки.
«Выбрался на берег» и снова посмотрел на картину со стороны. Понял: тревожит розовый просвет.
Задав себе вопросы: зачем? почему? что это значит? – назвал возникшее чувство и высказал свое предположение о личности художника.
В заключение выразил свое отношение к картине.
Редактируя черновик, во втором абзаце заменил слово «человек» на «несчастный», «шум ветра» – на «рев ветра», придаточное предложение – на причастный оборот. В третий абзац добавил слово «нежный», ведь возникшая надежда слаба, но согревает.
Перечитал готовый черновик вслух и понял, что «картина понравилась» звучит формально. Добавил объяснение: «Она меня взволновала».
Перечитал еще раз, почувствовал, что ощущения, вызванные картиной, передал полно, и решил: сочинение готово.

Солнце
Когда на улице светит солнце, я чувствую… голод. Да-да, вы не ослышались – голод! Не знаю, почему солнце на меня так действует. Может, потому, что солнце похоже на большой сочный апельсин…
Если бы я был солнцем, я бы выглядел по-другому: я бы надел солнечные очки и попивал бы в соломенном пляжном кресле рыжий апельсиновый сок!

Стратегия написания сочинения «Солнце»

Я сначала вспомнил, как мы играли в ассоциации. Потом вспомнил, как ребята улыбались, когда я сравнил солнце с апельсином (достал из памяти картинку, и стало приятно). Решил развить мысль.
Может, потому, что я тогда был голоден (играли на последнем уроке, скоро обед!), мне захотелось есть. Подумал, что, наверное, солнце так на меня действует. Попытался представить себя в роли солнца – сначала не получилось: оно круглое и горячее, а я костлявый и всегда мерзну.
Потом подумал, что главное не форма, а свет и цвет, быстренько нарисовал картинку в своем воображении и описал ее.

Во время обсуждения этих и других сочинений на уроке учитель спросила ребят: скажите, а чему лично вас научила работа по анализу стратегий – своих и чужих? что стало получаться? что теперь делать легко (легче)?
Вот несколько ответов.
– Я научилась смотреть на текст чужими глазами и редактировать его, замечать и исправлять ошибки – лексические и речевые.
– Раньше я никогда не знал, с чего начать сочинение. А теперь я закрываю глаза и вспоминаю – в зависимости от темы – какую-то картинку или свои ощущения. И начинаю описывать.
– Я понял, что текст, при создании которого используются почти одни глаголы, беден и выглядит примитивно, поэтому сейчас стараюсь выражать свои мысли полноценными распространенными предложениями.
– У меня проблем с началом работы почти никогда не бывает, поэтому я особое внимание стала уделять редактированию текстов. Раньше я не думала, какими предложениями выражаю свои мысли, – пишу, как пишется. А теперь я понимаю, как средствами синтаксиса и лексики, например, можно передать динамизм происходящего, настроение или отношение автора к предмету описания и пр. Короче, стратегии и их анализ – дело полезное.

Из работ учеников школы № 507 г. Москвы


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru