КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты работы над осознанием и
развитием собственных способов обучения
особенно хорошо видны в сочинениях ребят.
Во-первых, сочинения стали значительно более
интересными по форме и содержанию. А во-вторых,
что более важно, изменилась мотивация. Некоторые
ребята по собственной инициативе стали писать по
пять-шесть вариантов с пометками для учителя:
«Смотрите второй вариант, этот вариант
неудачный», и на следующий странице: «Третий
вариант – он лучше…». В чем же причина
превращения трудного занятия в увлекательное
дело? Пожалуй, лучше всего об этом расскажут сами
детские работы. Предлагаем вашему вниманию
несколько примеров сочинений с авторским
анализом их создания.
“...Я ощутил себя где-то там, в сердце
картины”
Одиннадцать шагов собственного учебного
пути
«Буря».
Сочинение по картине И.К.Айвазовского
Первое, что мне бросилось в глаза, – это
необычный цвет воды, его глубина, насыщенность…
Невозможно оторваться! Эта сине-серо-зеленая
бездна просто затягивает, погружает в пучину,
обрушивает на тебя: на твое лицо, голову, плечи,
тело – тонну соленой пены! Можно задохнуться. Я
сразу подумал, как страшно человеку оказаться
один на один со стихией. Песчинка, щепка и –
огромность, бесконечность…
С большим трудом оторвавшись, отодвинувшись от
моря Айвазовского, я увидел, что на картине есть и
гибнущий корабль с людьми, и отдельный человек.
Несчастный, оказавшийся за бортом, в отчаянии: он
видит, как другие моряки погружаются в шлюпку в
надежде спастись. Чаек мощным ветром просто
прибивает к воде. И я как будто бы слышу крики
людей, грохот волн и рев ветра.
Корабль вот-вот потонет, оборванные и
обтрепанные паруса, сломанная мачта, вода и
воздух смешались так, что горизонта не видно... И
на фоне всего этого вдалеке – нежный розовый
просвет. Надежда?
Думаю, художник Айвазовский был оптимистом и
романтиком. Красиво! Мне понравилась его «Буря».
Она меня взволновала.
Стратегия написания сочинения по
картине И.К.Айвазовского «Буря»
(Свои способы учебной работы ученики 507-й школы
называют стратегиями.)
Я сам немного рисую, поэтому сначала, взяв
картину в руки, я увидел, по-моему, главное – цвет.
Сразу родилась первая фраза: «Бросилось в
глаза…»
Цвет был столь глубок, что я ощутил себя где-то
там, внутри, в сердце картины, и описал свое
состояние.
Отодвинул от себя картину и посмотрел на нее
издалека. Перечисляя все, что вижу, записал
опорные слова и словосочетания.
Опираясь на них, стал описывать общий план
картины: корабль, шлюпку, моряков. Представил
себя тонущим человеком, почувствовал
безысходность. Возникло слово «отчаяние».
Находясь там, в море, услышал шум урагана. Описал
звуки.
«Выбрался на берег» и снова посмотрел на картину
со стороны. Понял: тревожит розовый просвет.
Задав себе вопросы: зачем? почему? что это значит?
– назвал возникшее чувство и высказал свое
предположение о личности художника.
В заключение выразил свое отношение к картине.
Редактируя черновик, во втором абзаце заменил
слово «человек» на «несчастный», «шум ветра» –
на «рев ветра», придаточное предложение – на
причастный оборот. В третий абзац добавил слово
«нежный», ведь возникшая надежда слаба, но
согревает.
Перечитал готовый черновик вслух и понял, что
«картина понравилась» звучит формально. Добавил
объяснение: «Она меня взволновала».
Перечитал еще раз, почувствовал, что ощущения,
вызванные картиной, передал полно, и решил:
сочинение готово.
Солнце
Когда на улице светит солнце, я чувствую…
голод. Да-да, вы не ослышались – голод! Не знаю,
почему солнце на меня так действует. Может,
потому, что солнце похоже на большой сочный
апельсин…
Если бы я был солнцем, я бы выглядел по-другому: я
бы надел солнечные очки и попивал бы в соломенном
пляжном кресле рыжий апельсиновый сок!
Стратегия написания сочинения
«Солнце»
Я сначала вспомнил, как мы играли в
ассоциации. Потом вспомнил, как ребята улыбались,
когда я сравнил солнце с апельсином (достал из
памяти картинку, и стало приятно). Решил развить
мысль.
Может, потому, что я тогда был голоден (играли на
последнем уроке, скоро обед!), мне захотелось
есть. Подумал, что, наверное, солнце так на меня
действует. Попытался представить себя в роли
солнца – сначала не получилось: оно круглое и
горячее, а я костлявый и всегда мерзну.
Потом подумал, что главное не форма, а свет и цвет,
быстренько нарисовал картинку в своем
воображении и описал ее.
Во время обсуждения этих и других сочинений на
уроке учитель спросила ребят: скажите, а чему
лично вас научила работа по анализу стратегий –
своих и чужих? что стало получаться? что теперь
делать легко (легче)?
Вот несколько ответов.
– Я научилась смотреть на текст чужими глазами и
редактировать его, замечать и исправлять ошибки
– лексические и речевые.
– Раньше я никогда не знал, с чего начать
сочинение. А теперь я закрываю глаза и вспоминаю
– в зависимости от темы – какую-то картинку или
свои ощущения. И начинаю описывать.
– Я понял, что текст, при создании которого
используются почти одни глаголы, беден и
выглядит примитивно, поэтому сейчас стараюсь
выражать свои мысли полноценными
распространенными предложениями.
– У меня проблем с началом работы почти никогда
не бывает, поэтому я особое внимание стала
уделять редактированию текстов. Раньше я не
думала, какими предложениями выражаю свои мысли,
– пишу, как пишется. А теперь я понимаю, как
средствами синтаксиса и лексики, например, можно
передать динамизм происходящего, настроение или
отношение автора к предмету описания и пр.
Короче, стратегии и их анализ – дело полезное.
Из работ учеников школы № 507 г. Москвы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|